Если старт был неудачным

Nov 13, 2013 19:06

tehhi_karamir пишет здесь - http://tehhi-karamir.livejournal.com/236609.html и здесь - http://tehhi-karamir.livejournal.com/237038.html

Если старт был не удачным. О ранней детской депривации.
Все мамы-в-интернете (да и большинство без интернета) знают, что ребенку важен контакт с мамой, семьей с самых первых минут жизни. О том, как важно быть рядом с малышом с самого начала, приложить его к груди, дать ему тепло, любовь, чувство безопасности пишут в журналах, книгах для родителей, на форумах, этому учат на курсах. Но на курсах не учат, что делать тем мамам, чьи дети сразу после родов попали в реанимацию и провели в больнице по несколько недель, а то и месяцев.
Понятно, что надо лечить, выхаживать, искать лучших специалистов, сцеживать молоко и ждать. Но когда все треволнения, беготня по больницам и ожидание позади и уже достаточно здоровый малыш оказывается дома мама начинает вспоминать о том, чего же она ему недодала за время пребывания в больнице и как же это теперь отразиться на его развитии и психике. Ведь в литературе так подробно и доходчиво описано, почему ребенку с самого рождения надо тесно и неотрывно быть в контакте с мамой, что в сознании автоматически рисуется - если такого контакта не было, то всё, психическая травма на всю жизнь и никакого счастья и гармонии.

Многие вещи по реабилитации ребенка от депривации родители делают интуитивно. Для того что бы окружить малыша заботой и любовью, для того что б понять, что в больнице ему было плохо и постараться «долюбить» его, додать ему тепла, восполнить, для этого не надо знать никаких умных слов, определений, техник. Многие мамы делают это и так, по наитию, следуя чувству. И прекрасно справляются. Но, поскольку у нас тут не кружок сентиментальных вышивальщиц, а блог по психологии я всё таки опишу механику процессов. И начну, конечно, с определений.

p.s. мамы, чьи дети пробыли после рождения в ПИТе или где-то ещё вдали от родителей до 5 непрерывных дней могут смело вторую часть не ждать, т.к. младенчики ваши депривации не испытвали, а только, к общему счастью, фрустрацию, и всё о чём мы будем дальше говорить к ним не относится. Мамы, которые лежали в общих палатах обычных роддомов, т.е. без совместного пребывания с ребенком или мамы после кесарева или кровопотери, за детьми которых ухаживал персонал пока мама приходила в себя - могут тоже не беспокоится. Да быть не с мамой а «где-то» несколько дней неприятно, это огорчает, расстраивает, тревожит, но как только мама оказывается радом всё проходит без следа и последствий.

Депривация [от лат. deprivatio - потеря, лишение] - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

По этиологии депривация делится на абсолютную (объективную) и относительную (субъективную).

Абсолютная депривация - невозможность удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.

Относительная депривация - субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают, должны или могут иметь) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как представляется, могут получить в реальности).

Выделяют три основных вида депривации (каждый из которых может быть как абсолютным, так и относительным):эмоциональная, сенсорная (депривация потребностей органов чувств, т.н. «депривация впечатлений») исоциальная.
Чем обширнее депривация, тем больше её негативный эффект. Депривация только одной какой-то потребности может быть успешно компенсирована реализацией других. Но чем больше потребностей подвержено депривации - тем хуже состояние. Самая тяжелая для детей форма депривации - социальная и чем младше ребенок, тем тяжелее последствия. Но с другой стороны если говорить о младенцах первых недель жизни, то их нормальная потребность в социуме настолько низка, что это в значительной мере защищает их от негативных воздействия социальной изоляции.

По степени выраженности депривация может быть полной или частичной, а так же скрытой. Но это актуально для более старших детей и для взрослых, по этому подробно рассматривать не будем.

И последнее определение актуальное в нашей теме - фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное переживание, обусловленное блокадой тех или иных потребностей, желаний, стремлений. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, в крайнем случае - отчаянии. Эффективность деятельности человека при этом существенно снижается.

От депривации фрустрация отличается тем, что это временное эмоциональное переживание, а не психическое состояние. Оно затрагивает только психические процессы, но не распространяется на соматические и не имеет длительных последствий, характерных для депривации.
Ребенок пристёгнутый в карсит с непривычки переживает фрустрацию из-за ограничения подвижности. Ребенок в распорках для лечения тазобедренного сустава в первые дни переживает фрустрацию, а в дальнейшем - постепенно нарастающую сенсорную депривацию двигательной активности.
Время блокады потребности и её глубина в значительной мере определяют фрустрацию ли испытает человек или переживания переходят в область депривации.

Психические эффекты депривации у взрослых и у детей несколько различны. (физические мы рассматривать не будем, понятно что от длительной депривации движений («прикован к постели») атрофируются мышцы, а от депривации еды или воды вообще умирают) У взрослых это угнетённое состояние психики, депрессивные настроения и агрессия, направленная наружу, на внешние объекты или внутрь, а за частую и туда и сюда. Аутоагрессия вызывает соматические расстройства и заболевания эндокринной и кровеносной систем и поражения гладкомышечных органов (научно доказанный факт, за него исследователями получена Нобелевская премия) и значительное снижение иммунитета. Для взрослого человека проблема депривации за частую временная, т.е. все эффекты от неё проходят, когда меняются абсолютные условия или переоцениваются относительные. Но в некоторых случаях длительная депривация может повлечь за собой клиническую депрессию. Реже психоз или другие серьёзные психические расстройства в случае критически длительной депривации или в сочетании с другими травмирующими факторами. Но тут нельзя выделить какую роль оказала сама по себе депривация, а какую - другие вредные факторы.

У взрослых людей абсолютная депривация как правило вызывает и относительную и может быть усилена ею. Или же наоборот, при позитивной психологической установке, обратной относительной депривации, эффект от абсолютной депривации может быть минимальным или вообще нулевым.
Два человека лежат в травме с гипсом, оба страдают от боли в ноге, оба лишены возможности двигаться, лишены привычного уровня жизни и комфорта, временно лишены работы, семьи, привычного досуга. Но один психически переживает из-за всех этих временных лишений, вспоминает как хорошо дома, прокручивает что бы он сейчас делал если бы не перелом и т.п - т.е. он остро воспринимает нынешнее положение как утрату привычных благ, фокусируется на этом и испытывает относительную депривацию. Ему очень плохо по всем статьям. В его случае к абсолютной депривации добавляется относительная и усиливает эффект.
А второй больной не рефлектирует на «если бы», а воспринимает произошедшее как возможность отоспаться, отлежаться, отдохнуть от ежедневных хлопот и рутин, перечитать все нечитанные книжки, посмотреть дневные шоу по телику на что никогда не было времени. У него болит нога но в остальном он находит нейтральные или положительные стороны своего состояния. Он не испытывает относительной депривации благодаря своим жизненным установкам и даже более того - абсолютная депривация у него значительно уменьшается т.е. одни, утраченные блага, он путём позитивного осмысления, заменяет другими, новыми благами. Живётся ему в больнице намного лучше чем первому, хотя все исходные данные у них совершенно одинаковые. И снимет гипс он раньше, последствия пребывания в больнице у него будут значительно меньше.

У нормально развивающихся детей дошкольного возраста, первое и решительное отличие от взрослых - не бывает относительной депривации. Депривацию у них вызывают только абсолютные (объективные) условия. И это очень позитивный момент, мы вернёмся к нему в дальнейшем.

Детская депривация приводит к тому же что и у взрослых угнетённому состоянию психики, депрессивным настроениям и агрессии, так же могущей быть направленной как внутрь так и наружу (но у детей намного реже бывает «и туда и сюда», при прочих нормальных условиях всё таки что-то одно). Аутоагрессия у ребенка ведёт к тем же соматическим эффектам, что и у взрослого.

Но у детей после прекращения депривации практически никогда не бывает депрессий или психозов. За то, в отличие от взрослых, агрессивное состояние может продолжаться у ребенка и некоторое время (при нормальных условиях в среднем до месяца) после снятия депривации. Так же у детей перенесших депривацию может наблюдаться невротизация (при нормальных условиях до 2 месяцев) именно от самого факта абсолютной (объективной) депривации, даже без сопутствующих травм, тогда как у взрослого если возникает невротизация то скорее из-за относительной депривации - т.е. из-за рефлексивных переживаний. Т.е. можно сказать, что у ребенка невротизация, если и возникает, то несет больше соматическую природу, а у взрослого - психическую.
И последнее, самое важное отличие эффектов депривации у взрослых и у детей - детская депривация тормозит развитие как психическое, интеллектуальное, так и физическое. А в случае длительной и масштабной депривации (многие месяцы изоляции от всех видов стимуляции, например, отказники лежащие в больнице и по пол года ожидающие мест в доме малютки, не имеющие ни общения, ни тактильных контактов, ни новых информационных впечатлений, ни двигательной активности) возникает недоразвитие мозговых структур, в последствии требующее серьезной реабилитации. Но, надо сказать, что реабилитация таких детей весьма эффективна. «Восстановленный» из такого состояния ребенок интеллектуально ничем не отличается от сверстников. А зачастую даже опережает, в силу того, что уделяя много внимания его развитию из-за необходимости наверстать упущенное, родители потом не сбавляют оборотов и в среднем такой ребенок получает больше внимания и стимулов для развития, чем ребенок не переживавший тяжелую депривацию и соответственно не нуждавшийся в реабилитации.

С этим эффектом торможения физического роста очень хорошо знакомы усыновители, принявшие в семью не младенцев, а уже подросших ясельников или дошколят. Дети, попадая в семью после дома ребенка или детского дома, в считанные месяцы значительно прибавляют в весе и росте, просто рывок делают на 10-15 см и, что самое удивительное - у многих из них появляется богатая и длинная шевелюра. Волосы за 3-4-6 месяцев отрастают на 5-10 сантиметров. И это не из-за питания, в детских домах питание хоть порой и довольно безынтересное и не очень вкуснее, но по составу и количеству для нормального роста и развития достаточное. Без излишеств и баловства, но соответствующее медицинским нормам, в этом смысле организм всё что нужно получает. Собственно в очень многих семьях питание точно такое же по количественным показателям элементов, калорий. Разница именно в эмоциональной, сенсорной депривации которую ребенок испытывал в детском доме и которая закончилась, сменившись любовью взрослых, теплом, объятиями, богатыми впечатлениями от повседневной жизни нормального семейного ребенка.

И так, мы разобрались с определением депривации и фрустрации, и с тем, чем депривация у взрослых отличается от депривации у детей. Более подробно о самых маленьких детях, эффектах которые вызывает у младенцев пребывание в больнице сразу после родов, и о том, что интуитивно верно делают родители, что они могут сделать ещё, на что обратить внимание - об этом в следующий раз.

Поговорив о депривации в целом и обозначив определения можно приступать непосредственно к заявленной цели - обсуждение тактики и стратегии поведения родителей, чей ребенок после родов попал не к маме на руки, а в кювез реанимации и в итоге пробыл в отрыве от мамы не 3-4-5 дней, а много дольше. Так же это во многом касается и родителей, которые приняли в семью ребенка раннего возраста, на первых месяцах жизни.

Ещё раз повторю: многие вещи по реабилитации ребенка от депривации родители делают интуитивно. Для того что бы окружить малыша заботой и любовью, для того что б понять, что в больнице ему было плохо и постараться «долюбить» его, додать ему тепла, восполнить, для этого не надо знать никаких умных слов, определений, техник. Многие мамы делают это и так, по наитию, следуя чувству. И никаких супер-секретов какого-то «тайного психологического мастерства» тут не будет.

И второе - то что мы сейчас будем обсуждать это довольно общий случай, т.к. на практике у кото-то дети 2 недели лежали, у кого-то 4 месяца, кто-то навещал ребенка хоть на пару часов в сутки, кто-то вообще не видел малыша, да и персонал в больницах разный. И сами дети, безусловно, тоже разные.

Ну и последнее - мы сейчас говорим только о депривации той или иной степени. Дети с неудачным стартом не редко имеют ещё и неврологические, органические проблемы, которые усложняют картину, но вводить ещё и эту переменную я сейчас не буду, в любом случае всё нижесказанное актуально и для этих детей, может даже в большей степени.

Начну с хорошего, ну того хорошего что вообще может быть в ситуации когда ребенок лежал в больнице. «Преступление» есть, но есть и «смягчающие обстоятельства»:

Первое это ранний возраст - в этом возрасте потребность в контакте, как ни странно звучит, в определённом смысле ниже, чем у детей постарше. Точнее так - потребность весьма высока, но по фактическому времени она «краткая». Всем известно, что младенцы первых недель обычно много спят. И это в значительной степени оберегает их от переживаний отсутствия близкого человека, общения, стимуляции.
Плюс к этому отсутствие опыта тоже играет на руку. Ребенок уже знающий маму и оторванный от неё переносит такой период хуже ребенка, с мамой "не знакомого".

Второе, и это наверно прозвучит не то что странно, а и вообще ересью, но больной организм занят более важными делами, основное своё внимание и ресурс он направляет на борьбу с болезнью, а всякие эмоциональные нужды оказываются вторичными. Конечно мама - это сила, это энергетическая подпитка, поддержка, с мамой всё проще. Но сами по себе базовые потребности (а именно их блокада вызывает депривацию) в период физической опасности несколько меняются местами, приоритеты организма становятся несколько иными. Здоровый младенец в тех же условиях чувствует себя по этим параметрам гораздо хуже больного. Болезнь защищает младенца от депривации.

И третье, мы уже говорили, что депривация бывает эмоциональная, сенсорная и социальная. Младенцы, в виду отсутствия потребности в социальном контакте, не испытывают депривации связанной с ним. Это очень хорошо - одной проблемой меньше. Сенсорная депривация имеется, но, опять-таки в виду ограниченных возрастом возможностей и потребностей она относительно не велика. И это тоже хорошо. Основная задача это депривация эмоциональной сферы.
Так же хорошо то, что у такого малыша нет относительной депривации - это тоже «одной проблемой меньше».

Теперь что у нас в минусах:

Первое - упущение синзитивного периода для первого эмоционального контакта и для дальнейшего развития потребности этот контакт иметь. Вместо опыта общения, любви и тепла - кювез и непонятные манипуляции.

Второе - опыт переживания тяжелого физического состояния (в лёгком на долго без мамы в ПИТ\изолятор\инкубатор обычно всё таки не кладут) с угрозой жизни, а у кого и с клинической смертью или близким к тому состоянием. Со стороны физиологии это может не иметь последствий, но со стороны психологии имеет.

Третье - отсутствие или весьма низкая сенсорная стимуляция даёт отставание в развитии.

Это то, что происходило в процессе депривации. После попадания малыша к родителям сама депривация заканчивается, но остаются её эффекты - агрессия и невротизация. Это не обязательные участники событий, но это то, что может быть по этому и об этом тоже скажем в своё время.

Обозначив границы можно думать, что с этим всем делать.
Начну с самого простого - сенсорная депривация.
Для реабилитации по этому параметру ребенку нужна разнообразная стимуляция. То, что для ребенка, не имевшего проблем называлось бы ранним развитием из серии «маме заняться нечем», для ребенка после сенсорной депривации - «то что доктор прописал».
1. Разнообразные тактильные контакты, с разными материалами, фактурами, температурами, движением воздуха. Т.е. выкладываем ребенка на разные покрывала и подстилки из разных материалов, выносим на ветерок, что б он чувствовал движение воздуха на лице,даём почувствовать холодные и теплые предметы.
Тут надо не спешить, смена одного стимульного материала другим идёт не быстро, как при играх в обычные развивающие игрушки более старшим ребенком, который уже всё хватает и тянет сам, а медленно, по 15-30 минут «общения» с одним и тем же материалом.
2. Разнообразные визуальные контакты. Тут, как и для детей без «предыстории», очень хороши черно-белые картинки с четким контурами. Но особое внимание уделяем тому, что бы ходить и всё показывать ребенку и, что особо важно - осуществлять различную бытовую деятельность на глазах у ребенка, вместе с ним. Что б ему было видно «человека в действии».
3. Аудиальные и обонятельные контакты в целом осуществляются в достаточной мере обычным обращением с младенцем, тут ничего сверх того что и так рекомендовано делать не требуется.
4. Отдельным, очень важным блоком в реабилитации стоит физический контакт с малышом. По мимо обычных ласк и нежностей, ношения на ручках, ухода, игр, «мамского массажа» добавляем и специальное действие «Прорисовку»
Двумя руками, пальцами, ладошками проводим по лицу, ручкам, ножкам, телу малыша. Даём общий контур с головы до пят потом проводим подробно, как бы рисуем полцами его черты лица (симметричные лучше одновременно, а не по отдельности), контуры его тела ладонями, что б одновременно затронуть большую поверхность, дать объём. Особое внимание лицу и всей голове, ладошкам, и стопкам.
«Рисуя» тело не забываем интимные места, это важно. Я не говорю что вы должны «лезть» туда, где уже начинается слизистая (малые половые губы, под крайнюю плоть), но гениталии и попку тоже обязательно надо «рисовать» и достаточно чётко. Это часть ребенка, к тому же из всех его частей в раннем младенчестве наиболее важная - руки-ноги для него пока ничего не значат, а что такое кушать и писать он уже прекрасно знает.
И под конец снова одним движением объединяем его.
Эта методика задаёт ребенку потерянное за время депривации ощущение самого себя, своего существования. Через специфический тактильный контакт вы объединяете его в одно целое, помогаете почувствовать себя и объединиться, в том числе и эмоционально. Я привела это упражнение в ряду сенсорной реабилитации, но на самом деле оно в не меньшей степени относится и к реабилитации эмоциональной депривации.
5 Восстановлению принадлежности и связи с близкими можно способствовать методикой, похожей на предыдущую. Это скорее к реабилитации эмоциональной депривации, но уж раз про «рисование» рассказала, то и это сюда же. Методика такая - трогать ладошками малыша его же лицо. У него пока с моторикой туго, он сознательно сам это практически не может сделать, только случайно. Тогда мама расправляет кулачек малыша и гладит его ручкой его же щёчку, проводит по контуру лица. Потом свою щёку и своё лицо. То же самое делаем вместе с ним перед зеркалом - «рисуем» его и себя своими или его ручками что б он и чувствовал и видел одновременно.
6. Следим за тем, что б большой палец у малыша был не спрятан в кулачёк, а лежал снаружи. Это чисто к эмоционально-волевой сфере относится, но поскольку это физическая манипуляция тоже тут пишу. Только не спрашивайте почему - не скажу =) Нет чёткого теоретического обоснования, но эмпирическое наблюдение таково, что спрятанный большой палец это жест эмоциональной нестабильности, тревожности, страха, неуверенности, это видно и на подростках и у взрослых, конечно не у всех, но достаточно что б провести параллель. Когда я услышала эту идею как-то не очень её поняла и приняла, но понаблюдав за другими и за собой убедилась - есть такое дело. И вытаскивать пальчик наружу это действие от противного, можно сказать бытие определяющее сознание. Т.е. через изменение телесного уровня влиять на эмоциональное состояние.

Все эти действия не обязательно делать какими-то режимными регулярными, как какие-то упражнения. Я понимаю, что при описании это всё звучит казённо, но просто чётко описать словами я могу только так. На самом деле, в действии, в жизни это всё вы делаете как часть обычного ухода и общения с ребенком, столько времени, сколько у вас сейчас есть. Это касается и последнего пункта - не обязательно создавать какие-то специальные условия для этого «рисования», можно и между делом. Главное закончить «проходом» по всей фигуре малыша, объединяющим жестом, одет он при этом или нет - не суть важно.

Длительность этой реабилитации зависит от ребенка, когда его навыки выравниваются и догоняют упущенное, тогда можно переходить на обычное общение, ведь в нём тоже присутствует и обучение и развитие =)

Развитие, 0-6м, Психология

Previous post Next post
Up