"Как говорить, чтобы дети слушали ... " - продолжение

Feb 08, 2012 13:33

Книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
Первая глава из раздела "Помогаем детям справиться со своими чувствами" : часть1, часть2, часть3, часть4
Вторая глава: часть1, часть2, часть3

Сейчас приступаем к чтению второго раздела книги "Учимся взаимодействовать". Но прежде всего хотелось бы узнать. Помогли ли вам предыдущие странички книги увидеть как бы со стороны ваши отношения с ребенком, смогли ли вы на протяжении этих недель выполнять со второй половиной задание-игру и второе задание, где надо было отмечать как вы принимаете чувства ребенка?

О своей ситуации могу сказать следующее. На прошлой неделе получилось лишь выполнить второе задание, так как лежала с дочкой в больнице, она еще не говорит. Когда ей прочищали носик, ей было очень-очень страшно и больно, в глазах стоял ужас. Я была рядом с ней, гладила по голове и проговаривала "Плачь, солнышко. Тебе страшно, тебе больно. Плач. Мама рядом, мама с тобой". И она успокаивалась, она продолжала плакать, но не сопротивлялась во время процедуры и ужас уходил из ее глаз.
Из соседней же палаты услышала разговор мамы с сыном лет 4-5, где мама отрицала чувства ребенка. Ребенок постоянно плакал "Мама, я не хочу укол. Я боюсь". Мама либо никак не реагировала на это, продолжала заниматься вторым ребенком (оба ребенка болели довольно серьзено, что пришлось лечь в больницу). Либо говорила "Прекрати плакать, иначе я позвоню бабушке и скажу, чтобы она не приносила тебе игрушки", "Хватит, или сейчас пойдешь один с медсестрой, а я останусь в палате с сестричкой" :-( малыша было очень жалко:-(


Глава 1: Пять навыков

К этому моменту ваши дети скорее всего уже подарили вам несколько возможностей использовать на практике умение выслушивать. Дети обычно громко и четко дают нам понять, что их беспокоит. Я знаю, что у меня дома каждый день с детьми был как вечер в театре. Потерянная игрушка, слишком короткая прическа, школьный доклад, новые джинсы, которые не очень хорошо сидят, драка с братом или сестрой - любая из этих ситуаций могла вызвать достаточно слез и перерасти в трехактную драму. Нам всегда хватало тем для этого.

Единственная разница заключается в том, что в театре падает занавес и публика может расходиться по домам. Родители же не могут себе позволить такую роскошь. Так или иначе мы должны иметь дело с обидами, гневом, разочарованием и при этом сохранять рассудок.

Мы теперь знаем, что старые методы не работают. Все наши объяснения и заверения не действуют на детей и только изнуряют нас. Однако и новые методы могут вызвать некоторые затруднения. Несмотря на то что мы осознаем, насколько утешительнее может быть чуткий ответ, его все еще не так просто дать. Для многих из нас этот язык является новым и странным. Родители, с которыми я работала, говорили мне:
«Я сначала чувствовал себя так неловко, не так, как обычно, как будто я играю роль».
«Я чувствовала себя притворщицей, но, видимо, делала все правильно, потому что мой сын, который никогда ничего другого не говорит, кроме «Да», «Нет» и «Я что, должен?», вдруг начал со мной разговаривать».
«Я чувствовала себя комфортно, но детей это смутило. Они смотрели на меня с подозрением».
«Я поняла, что никогда раньше не слушала своих детей. Я ждала, когда они закончат разговаривать, чтобы сказать то, что нужно. Умение слушать - это тяжелая работа. Надо сосредоточиться, если вы не собираетесь дать банальный ответ».
Один отец сообщил нам: «Я попробовал это, но оно не сработало».
«Моя дочь вернулась из воскресной школы с мрачным лицом. Вместо обычного: «Почему такая кислая мина?» - я сказал ей:
- Эми, ты как будто очень расстроена чем-то.
Она разрыдалась, побежала в свою комнату и хлопнула дверью».

Я объяснила этому отцу, что даже если «это не работает», оно на самом деле работает. Эми услышала в тот день совсем не то, что обычно, она услышала, что кого-то волнуют ее чувства. Я убедила его не сдаваться. Когда Эми будет знать, что она может рассчитывать на одобрительный ответ своего отца, она будет чувствовать достаточный комфорт, чтобы поговорить о том, что ее тревожит.
Наверное, самый запоминающийся ответ я слышала от подростка, который знал, что его мать посещает мои семинары.

Мальчик пришел из школы, злобно бормоча себе под нос:
- Они не имели права не пустить меня в команду только потому, что у меня не было спортивных брюк.
Мне пришлось сидеть и наблюдать всю игру. Это так несправедливо!
- Это, должно быть, очень расстроило тебя, - заботливо сказала она ему.
Мальчик огрызнулся на нее:
- Ты всегда на их стороне!
Она взяла его за плечо:
- Джимми, я не уверена, что ты меня слышал.
Я сказала, что это, должно быть, очень расстроило тебя.
Он моргнул и уставился на нее. Затем он сказал:
- Папе тоже надо пойти на эти курсы!

* * *
До этого момента мы обращали внимание на то, как родители могут помочь детям справиться со своими негативными чувствами. Теперь мы бы хотели перевести внимание на то, как родителям справляться со своими собственными негативными чувствами.
Одно из присущих родителям разочарований связано с ежедневной борьбой за приемлемое для нас и общества поведение детей. Это может быть сводящая с ума, очень тяжелая работа. Часть проблемы заключается в столкновении потребностей. Потребность взрослого - некоторое подобие чистоты, порядок, вежливость и соблюдение режима. Детям на это совершенно наплевать. Сколько из них по собственному желанию будут мыться, говорить «спасибо» и «пожалуйста» или менять свое нижнее белье? Сколько из них хотя бы наденут его по собственному желанию? Очень много родительской энергии уходит на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к социальным нормам. И чем усерднее мы стараемся, тем больше они сопротивляются.

Я знаю, что были времена, когда мои собственные дети воспринимали меня как «врага» - того, кто постоянно заставляет их делать то, чего они не хотят: «Вымой руки... Используй салфетку... Потише... Повесьте куртки... Ты сделал домашнее задание?.. Ты уверена, что почистила зубы?.. Вернись и спусти в туалете... Надевайте пижамы... Ложитесь в кровать... Идите спать».
Я также была тем, кто не давал им делать то, чего они хотели делать: «Не ешьте руками... Не стучите по столу... Не сорите... Не прыгайте по дивану... Не таскайте кошку за хвост... Не засовывайте фасоль в нос!»
Отношение детей можно охарактеризовать так: «Буду делать, что хочу». Мое отношение - «Делайте, как я сказала». Борьба продолжалась. Дошло до того, что у меня внутри все переворачивалось, когда надо было попросить ребенка сделать простую вещь.

Теперь несколько минут подумайте, что вы просите ребенка делать или не делать в течение обычного дня. Затем перечислите все эти ежедневные «сделай» и «не делай» в отведенном ниже пространстве на странице.
Короткий у вас вышел список или длинный, реальны или нереальны ваши ожидания, - каждый пункт в этом списке означает ваше время, олицетворяет вашу энергию и содержит все необходимые компоненты для борьбы желаний.

Каждый день я вижу, что мои дети (или ребенок) делают следующее:
Утром:
Днем:
Вечером:

Я также уверен, что мои дети не делают следующего:
Утром:
Днем:
Вечером:

Есть какие-нибудь решения этой проблемы? Давайте сначала посмотрим на некоторые широко используемые методы, которые взрослые применяют для взаимодействия с детьми. Когда будете читать примеры, иллюстрирующие каждый метод, вернитесь в свое прошлое и представьте, что вы ребенок, слушающий вашего родителя. Пусть смысл этих слов дойдет до вас. Что они заставляют вас чувствовать? Когда у вас появится ответ, запишите его. (Другой вариант выполнения этого упражнения - ваш друг громко читает каждый пример, а вы слушаете с закрытыми глазами.)

1.Осуждение и обвинение
«Опять твои грязные отпечатки рук на двери! Почему ты постоянно делаешь это?.. Что с тобой происходит? Ты когда-нибудь можешь что-нибудь делать правильно?.. Сколько раз надо повторять, чтобы ты использовал дверную ручку? Проблема в том, что ты никогда не слушаешь».

Будучи ребенком, я бы почувствовал: ___________________________________

2. Ругань
«Температура ниже нуля, а ты надел легкую куртку! Каким надо быть глупым? Это действительно глупо».
«Давай я тебе починю велосипед. Ты же знаешь, как плохо ты разбираешься в технике».
«Посмотри, как ты ешь! Ты отвратителен».
«Надо быть неряхой, чтобы такую грязь в комнате развести. Ты просто как животное».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:______________________________________

3. Угрозы
«Еще раз дотронешься до этой лампы, я тебя отшлепаю».
«Если ты через минуту не выплюнешь эту жвачку, я открою тебе рот и сама вытащу ее».
«Если я сосчитаю до трех и ты не оденешься, я ухожу без тебя!»

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

4. Приказы
«Я хочу, чтобы ты убрался в комнате прямо сейчас». «Помоги мне дотащить пакеты. Скорее!»
«Ты все еще не вынесла мусорное ведро? Сделай это сейчас!.. Чего ты ждешь? Давай!»

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

5. Нотации и морализаторство
«Ты думаешь, это было хорошо - выхватить у меня книгу? Я вижу, ты не вполне понимаешь, насколько важно иметь хорошие манеры. Тебе нужно понять, что если мы хотим, чтобы люди относились к нам вежливо, тогда мы в свою очередь сами должны вежливо к ним относиться. Ты не хотел бы, чтобы кто-нибудь отнял что-то у тебя, не правда ли? Тогда ты не должен отнимать у кого-то другого. Мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с нами».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

6. Предупреждения
«Смотри, обожжешься».
«Осторожно, а то попадешь под машину!» «Не залезай сюда! Ты хочешь упасть?» «Надень свитер, или ты простудишься».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

7. Мученические высказывания
«Вы, оба, прекратите этот визг! До чего вы меня хотите довести? Хотите, чтобы я заболела? Чтобы меня инфаркт хватил?»
«Подождите, пока у вас самих не появятся дети. Тогда вы узнаете, что такое раздражение».
«Видите эти седые волосы? Все из-за вас. Вы меня в могилу сведете».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

8. Сравнения
«Почему ты не можешь быть таким, как твой брат? Он всегда делает свою работу раньше времени».
«Лиза так хорошо ведет себя за столом. Ты никогда не застанешь ее за тем, что она ест руками».
«Почему ты не одеваешься так, как Гарри? У него все время такие короткие опрятные волосы, рубашка заправлена в штаны. На него приятно смотреть».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

9. Сарказм
«Ты знал, что у тебя завтра тест, и оставил книгу в школе? Умно! Блестящая идея».
«Ты решила надеть плед в горошек? Сегодня ты получишь много комплиментов».
«Это домашняя работа, которую ты завтра понесешь в школу? Ну, может, твой учитель умеет читать по-китайски, я не умею».

Будучи ребенком, я бы почувствовал:____________________________

10. Пророчества
«Ты мне наврал о своих оценках, не так ли? Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить».
«Продолжай быть эгоистом. Увидишь, никто никогда не захочет играть с тобой. У тебя не будет друзей».
«Ты постоянно жалуешься. Ты ни разу даже не пыталась помочь себе сама. Я тебя вижу через десять лет - тебя будут мучить все те же проблемы, и ты будешь продолжать жаловаться».

Теперь, когда вы знаете, как бы вы отреагировали на подобные высказывания, будучи ребенком, вам может быть интересно почитать реакцию других людей, которые делали это упражнение. Очевидно, что разные люди реагировали по-разному на одни и те же слова. Вот несколько типичных реакций людей из одной группы.

Осуждение и обвинение. «Дверь важнее, чем я», «Я солгу ей и скажу, что это был не я», «Я дурак»,
«Я морщусь», «Я хочу отругать ее», «Ты говоришь, что я никогда не слушаю, так я и не буду».

Ругань. «Она права, я глупый и не разбираюсь в технике», «Почему нельзя даже попробовать?»,
«Я ей устрою. В следующий раз я даже куртку не надену», «Терпеть ее не могу», «Ну, опять она за свое!»

Угрозы. «Потрогаю лампу, когда она отвернется», «Хочется плакать», «Мне страшно», «Оставь меня одного».

Приказы. «Попробуй заставь меня», «Я напуган»,
«Не хочу никуда идти», «Ненавижу его характер»,
«Что бы я ни сделала, хуже будет мне», «Как ты дотащила эти мерзкие пакеты?»

Нотации и морализаторство. «Болтай-болтай», «Кто-нибудь слушает ее?», «Я тупой», «Я никчемный»,
«Я хочу уйти», «Скучно, скучно, скучно».

Предупреждения. «Мир ужасный и опасный»,
«Как я смогу когда-нибудь делать это сама? Что бы я ни сделала, мне же будет хуже».

Мученические высказывания. «Чувствую себя виноватым», «Я боюсь, что это из-за меня она заболела», «Да кому до этого есть дело?»

Сравнения. «Она всех любит больше, чем меня», «Ненавижу Лизу», «Чувствую себя неудачником», «Гарри тоже ненавижу».

Сарказм. «Не люблю, когда надо мной смеются.
Она противная», «Меня унизили и смутили», «Зачем пытаться?», «Я ей отомщу», «Что бы я ни делал, у меня ничего не выйдет», «Во мне вскипает обида».

Пророчества. «Она права, я никогда ничего не добьюсь», «Мне тоже можно верить, я докажу, что он не прав», «Это бесполезно», «Сдаюсь», «Я обречена».

Если мы, будучи взрослыми, испытываем эти чувства только от чтения каких-то слов на странице, что настоящие дети должны ощущать?

Есть какие-то альтернативы? Есть ли какие-то способы взаимодействия с детьми без насилия над их самооценкой и без того, чтобы оставлять их с такими плохими чувствами? Есть ли какие-то методы, которые родителям было бы легче применять и которые причиняли бы меньше неприятностей?

Ответы на эти вопросы будут в следующих частях. А пока же предлагаю остановиться и выполнить те упражнения, которые дают авторы книги.

Что читать

Previous post Next post
Up