Читаем "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили".

Jan 27, 2012 12:53

Я смотрю чтение этой книги остановилось, мне хотелось бы продолжить (видимо потому, что читаю ее сейчас сама; перевод книги, правда, корявый)
Начало первой главы ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

************
Но слова сопереживания не приходят нам в голову естественным образом. Это не наш «родной язык». Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нам нужно узнать его приемы и поупражняться в них. Вот несколько способов помочь ребенку разобраться в своих чувствах.
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗОБРАТЬСЯ В СВОИХ ЧУВСТВАХ
1. Выслушайте его внимательно.
2. Разделите его чувства (с помощью слов «да...», «хм...», «понятно»).
3. Назовите его чувства
4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в фантазии.
Далее, на рисунках, вы увидите контраст между этими приемами и тем, как обычно люди отвечают детям, если у них проблемы.


Попытки достучаться до кого-то, кто только говорит, что слушает, могут привести в уныние




Гораздо" легче" рассказать отцу о своих неприятностях, если он действительно слушает. Ему даже необязательно что-то отвечать. Часто сочувственное молчание - это все, что нужно ребенку


Ребенку сложно думать ясно ИЛИ конструктивно, когда кто-то задает вопросы, обвиняет или советует ему.


Простые слова «да», «хм...» или «понятно» очень помогают. Подобные слова вкупе с внимательным отношением - это стимул для ребенка понять свои собственные мысли и чувства и, возможно, придумать свое решение проблемы.


Странно, но как бы мягко мы не убеждали ребенка прогнать плохое чувство, он только еще больше расстраивается


Родители нечасто так реагируют, потому что боятся, что если назовут чувство, то сделают этим еще хуже. Но правда совсем в обратном. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Кто-то признал его чувства.


Когда дети хотят что-то, чего у них нет, взрослые обычно пытаются логически объяснить, почему у них этого нет. Часто чем усерднее мы объясняем, тем сильнее они выражают несогласие.


Иногда, если КТО-ТО понимает, как сильно ты желаешь чего- то, реальность гораздо легче пережить
Теперь у вас есть четыре возможных способа оказать первую помощь ребенку, у которого проблема: слушать его с полным вниманием, признавать его чувства словами, называть его чувства, понять желания ребенка, подарив ему желаемое в виде фантазии.
Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.
Из четырех навыков, которые мы проиллюстрировали, самый сложный - это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности. Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам.
В следующем упражнении есть шесть фраз, которые ребенок может сказать своим родителям. Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и подумайте:
1) каким словом или несколькими словами вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?
2) какой фразой вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

ПРИМЕР:
Ребенок говорит
«Водитель автобуса накричал на меня, а все вокруг засмеялись».
Слово, которое описывает, что он может чувствовать
Смущение
Используйте это слово во фразе, которая показывает, что вы понимаете чувство (не задавая вопросов и не давая советов)
«Это, наверное, смутило тебя».
Или:
«Это звучит так, как будто ты очень смущен!»

1. «Я бы хотел ударить этого Майкла в нос!»
2. «Всего лишь из-за дождя учительница сказала, что мы не поедем на экскурсию. Она тупая».
3. «Мэри пригласила меня к себе на день рождения, но я не знаю...»
4. «Я не знаю, почему учителя должны нагружать нас такими большими домашними заданиями на выходные!»
5. «У нас сегодня были занятия по баскетболу, и я один раз не смог попасть мячом в корзину».
6. «Дженни уезжает, а она моя лучшая подруга».

*** конец ****

Я предлагаю в комментариях выложить ваши варианты ответов на задание.
Бывают ли ситуации, когда вы отрицаете чувства ребенка? Какие фразы вы используете? Если есть желание, дайте пример ситуации, когда вы отрицали чувства ребенка, а когда принимали, обговаривали, обликали в слова его чувства (пример из вашей жизни или увиденное-услышанное).

И вопрос - хотели бы вы продолжить (и разрешают ли модераторы) чтение этой книги в таком формате (выклыдывание текста книги и вопросы после текста)? Я всего лишь продолжила сейчас тот формат, который использовала nastya_glu.

Что читать

Previous post Next post
Up