В общем-то это те же «экранизации и римейки» (предыдущие тут -
раз,
два,
три,
четыре), только в узких рамках - сравниваю минисериал и кинофильм. Когда составляла пары, случайно получилось, что все пять пар - экранизации и я сначала захотела прочесть одну первооснову, потом другую, а потом прочла (или перечла повторно, чтобы освежить в памяти) все пять романов. Поскольку любой фильм сильно короче минисериала и понятно, что в сериале будет подробнее и хотя бы поэтому ближе к исходнику (ну, мне так казалось), я выбрала во всех парах сначала смотреть кино, а потом сериал. Чтобы воспринимать фильм отдельным произведением, а не видеть только как много из него выкинули героев и сюжетных линий.
Возвращение в Брайдсхед / Brideshead Revisited
По роману Ивлина Во. Фильм 2008г. В ролях Мэттью Гуд, Бен Уишоу, Хейли Этвелл, Эмма Томпсон, Майкл Гэмбон. Мини-сериал 1981 г. Играют Джереми Айронс, Энтони Эндрюс, Дайана Куик, Клэр Блум, Лоуренс Оливье (в роли отца Джулии и Себастиана). Фильм очень-очень красивый (и визуально и музыка
невозможно красива!) и актеры вполне молодцы. Получился рассказ о том, как бедный мальчик (во всех смыслах бедный - и материально и близких нет (с таким папой как он вообще выжил?) подружился с мальчиком очень богатым и влюбился в его невероятный дом, его образ жизни и все вокруг и кажется даже самого мальчика, но нет, все-таки в его симпатичную сестричку. Но хэппи-энда ни для кого нет - все теряют свою любовь - будь то человек или поместье.. Мэтью Гуд такой обаяшка, что прям веришь, что в него и брат и сестра могли легко влюбиться. Ему даже дурацкий прилизанный проборчик идет. Его героя сделали беднее, чем в книге, сильнее разрыв в социальном статусе. Вообще в фильме все заострено, выпукло, преувеличено - без отсебятины, все это все есть в книге, но экранного времени мало, приходится рисовать крупными мазками. И книга и сериал (а он самый длинный из пяти - целых 11 серий!) помимо вот этой истории несчастливой любви, гораздо больше про семью, общество, вырождающуюся аристократию, религию и многое другое, а в фильме романтическая составляющая заострена и изменения в сюжете именно в угоду ей, остальное по касательной. По книге вообще нельзя с уверенностью сказать - были ли романтические чувства у Райдера и Себастиана. В сериале это тоже не ясно, но по намекам и словам других персонажей Себастиан однозначно гей. И тогда получается, что в фильме выдвигается очень правдоподобная версия - отчего они перестали дружить, отчего Себастиан хандрил и пил. В этой паре не могу выбрать, что лучше - сериал очень хорош как экранизация, а фильм мне просто очень понравился, такой солнечный, с красивыми героями, красивыми английскими видами, Венецией, прям отрада для глаз и ушей.
Пикник у висячей скалы / Picnic at Hanging Rock
По роману Джоан Линдсей, австралийский роман и две австралийские же экранизации. Фильм Питера Уира, аж 1975 года! Австралийских актеров почти полувековой давности не знаю ни одного. Сериал 2018, из актеров знаю Натали Дормер (приглашенная звезда "Игры престолов") и Самару Уивинг (ее видела и запомнила в предыдущем киномесяце,
в черной комедии "Я иду искать"), остальных не знаю. Сюжетная канва такая - в 1900 году в День Святого Валентина группа австралийских школьниц (из школы-пансиона) во главе с парой учительниц отправляется на пикник в район Висячей скалы, где несколько девушек бесследно пропадает. Роман вполне средненький. Немножко мистики, немного детектива, а в целом скорее сочетание несчастливых обстоятельств, как будто проклятье, тяготеющее то ли над школой, то ли над хозяйкой пансиона. Но что, зачем и почему - не ясно, никаких ответов в романе нет. Нет их и в фильме. Хотя фильм гораздо более мистический и поэтичный, чем книга. Он вообще лучше книги, наверное. Очень красивое загадочное и медленное кино. Определенная веха в истории кинематографа. Википедия пишет, что это первый австралийский фильм, который имел шумный успех за рубежом (в смысле, в мире узнали, что в Австралии, оказывается, тоже снимают кино и вполне неплохое). А вот сериал далеко отошел от книги, в него добавили очень много отсебятины и "украсили" модной повесточкой. Одна из учениц - лесбиянка и пропавшая учительница тоже (у них отношения), непонятные отношения у английского племянника и парня-конюха, Миранда хочет сбежать, потому что ее семья заставит ее выйти замуж после школы, к красотке Ирме приставал отчим. Хозяйка пансиона бывшая сирота и шлюшка, которая то ли убила своего сутенера, то ли что-то такое.. и мистика завязана на этом. Короче сплошное me too и злобные мужики угнетают женщин. И очень много физиологии - или напрямую показывается или упоминается. Разгадка получается какая-то.. ну типа разбежаться прыгнуть со скалы и освободиться от мерзких мужиков. Кто решился - тот перешел в лучший мир, видимо. В общем я изошла ядом и желчью во время просмотра. Однозначно, фильм в этой паре намного лучше. И как экранизация и как отдельное произведение искусства.
Ребекка / Rebecca
По роману Дафны Дюморье. Фильм 2020 года, в главных ролях Лили Джеймс, Арми Хаммер, Кристин Скотт Томас, Кили Хоуз, Сэм Райли. Режиссер фильма (внезапно!) Бен Уитли! Это который про кровищу и насилие обычно (видела у него
"Высотку", и
"Перестрелку"). "Ребекка" очень гламурная у него вышла. Роман я прочла уже после просмотра, так что фильм я смотрела не зная сюжета, не представляя себе никак героев, вообще «с чистого листа» и он вполне неплох, скажу я вам. Прям триллер, я переживала и не угадала чем все это кончится. То есть можно сказать, что фильм вполне годный. Но прочитав книгу, понимаю, что как экранизация он плох, в нем слишком много раздражающих изменений и наверное он многим не понравится. Например, главного героя сделали сильно моложе (и он мало похож на английского аристократа). Правда зато понятна сразу мотивация героини - богач, да еще красавец, прям хватай и беги :) Да и других изменений достаточно. Сериал 1997 года, играют Чарльз Дэнс, Дайана Ригг, Эмилия Фокс. Сериал гораздо более точен, а главные герои - прям 100% попадание, идеально! А вот домомучительница миссис Дэнверс мне больше понравилась в фильме. Сериальная не плоха, просто Кристин Скотт Томас в роли злодейки очень уж хороша :)
Сериал и книга - в двух словах о том, как английская выдержка и самообладание помогают избежать правосудия :) В фильме же отдали дань модным тенденциям - героиню сделали более сильной и более активной. В общем, в этой паре признаем, что сериал круче. Хотя, повторюсь, если вы не в курсе сюжета (или просто очень любите Арми Хаммера) - смотреть фильм тоже можно.
Говардс-энд / Howards End
По роману Э. М. Форстера. Знаменитый фильм 1991 года с шикарным кастом: Ванесса Редгрейв, Хелена Бонем Картер, Эмма Томпсон, Энтони Хопкинс. Три Оскара (в том числе Эмме Томпсон и за сценарий), много других премий. Режиссер Джеймс Айвори, который снял
Комната с видом", "На исходе дня и другие прекрасные фильмы. Сериал 2017 года. Каст может и не такой шикарный, но тоже очень неплох - Мэттью Макфэдиен, Хейли Этвелл, Филиппа Култхард, Алекс Лоутер и др. И фильм и сериал по-своему хороши. Фильм вообще практически идеален как экранизация - не только сюжет сохранен, каст соответсвует героям в книге, но главное, фильму удалось передать кинематографическими средствами то, что стоит за историей переплетения трех семейств, второй слой - назовем это «поэзия против будней». Что миссис Уилкокс отличается от остального своего семейства и что ее дом и сад - нечто особенное для нее - не рассказано словами, а показано. Это прям очень дорого стоит! И Ванесса Редгрейв в этой роли совершенно прекрасная и неземная. Остальные тоже большие молодцы! Хотя каст сериала мне ругать не за что - они все хороши на своих местах и тоже соответствуют роману. Поскольку у героев больше времени - мы получше узнаем и мистера Уилкокса (Мэттью Макфэдиен несколько молод для этой роли, но борода ему придает солидности, так что норм). Лучше понимаем, что между ним и Маргарет действительно симпатия, а не что-то такое с бухты-барахты и вообще видно, что к нему можно проникнуться симпатией. Хейли Этвелл слишком красотка для этой роли, но не будем же мы ее в этом упрекать? Единственное, в сериале мне не понравилась Джеки, жена Баста - ее зачем-то сильно изменили и внешне и характер (а в фильме идеальная Джеки - такая, как описана в романе), зато в сериале мне больше понравился Тибби. В общем, чтобы не увеличивать пост, который и так уже огромный, скажу, что фильм шедевральный, а сериал просто очень хороший и добротный, на 4+.
Ярмарка тщеславия / Vanity Fair
По роману Уильяма Теккеря. Фильм 2004 года. В ролях Риз Уизерспун, Ромола Гарай, Джеймс Пьюрфой, Джонатан Риз Майерс, Гэбриел Бирн и куча других прекрасных артистов. Фильм я бы сравнила с "Ребеккой", в том смысле, что он по-своему хорош, но если вы не читали роман. Хотя он относится к первоисточнику бережно, и все, что есть в фильме, взято из книги, просто иногда поставлено не в том порядке (ну, например, фильм начинается с того, что лорд Стайн покупает у отца Бекки картину, а в книге об этом упоминается ближе к финалу, но упоминается!). Но главное и важное изменение, имхо, состоит в том, что за счет некоторых сюжетных сокращений характер главной героини получился другим. Ее сделали гораздо более симпатичной. Просто предприимчивая и бойкая молодая особа, которая жаждет славы и денег - кто ж ее осудит? В книге же она не любит и никогда не любила ни мужа, ни сына (более того, мужа она презирает за любовь к сыну), не была бедной овечкой, которую домогался богатый покровитель (она точно знала на что шла и скорее всего это не первый ее любовник), она разорила своих арендодателей и не только их, она гораздо более подлая, корыстная и лицемерная в романе. А в кино у Риз Уизерспун практически положительный образ.
Сериал 2018 года к духу и букве книги гораздо ближе, там даже есть Автор. В главной роли Оливия Кук (Бекки) - она внешне совсем не похожа на описание в романе (тут Риз Уизерспун гораздо больше подходит), но зато ее героиня ведет себя так как в книге - лицемерит, обманывает, выманивает деньги и вообще пользуется всеми, кем и как только может. В сериале дивно хороша Амелия - Клаудия Джесси. И Джонни Флинн в роли Доббина - даже веришь в реальность подобного персонажа, нечеловечески верного, честного и доброго (Рис Иванс в этой роли мне показался мискастом или не доиграл). А вот мужья обеих подружек в фильме несравнимо краше - Джеймс Пьюрфой и Джонатан Риз Майерс сто очков вперед дают по обаянию тем чувакам, которые играют в сериале Джорджа и Родона (Чарли Роу и Том Бейтман соответственно). Зато в сериале шикарный лорд Стайн - некто Энтони Хэд, прям сразу видно, что с ним шутки плохи.
В этой паре мне сложно выбрать - фильм, повторюсь, неплох по-своему. Актеры молодцы все, Ромолу Гарай только я не люблю и ничего не могу с собой поделать. Но и сериал в чем-то хорош и как экранизация и сам по себе.
Общий мой вывод: формат сериал - это хорошо и дает возможность более полно экранизировать большой роман. Но и фильм при талантливом сценаристе не уступает, а может быть даже лучше! В общем, не циклимся на объеме, а зрим в корень! :)
Не переключайтесь, у меня на днях еще кинорулетка с фильмом про вампиров О_О