Киноапрель - Джейн Остин

Apr 29, 2019 01:13

После месяца, посвященного сестрам Бронте наконец дошли руки и до экранизаций еще одной знаменитой английской романистки - Джейн Остин. Тем более, что в данной теме у меня был колоссальный пробел - не смотрела почти ничего, как-то мимо прошло в свое время. Романы я тоже все прочла - парочку сейчас, остальные давно. Остин в мире любят, экранизаций очень много, даже в Болливуде есть свои музыкальные версии (нет, я не решилась смотреть). Так что пересмотреть все снятое я цели не ставила, выбрала то, что мне интересно по разным причинам. Кроме того, как и с сестрами Бронте, я решила разбавить десятку фильмом о самой писательнице. Вообще получился месяц мелодрам по сути, причем в основном хороших мелодрам, можно смело с детьми смотреть.





1. Разум и чувства / Sense and Sensibility, 1995.
В 1995 году было 220 лет с рождения писательницы, видимо по этому поводу сняли целых три экранизации (и две из них есть в моей десятке). А, кстати сказать, к юбилейному 2007 (только это была круглая дата со дня смерти, а не рождения) тоже вышло несколько фильмов. Так вот, возвращаясь к версии "Разум и чувства" 1995 года, хочу сообщить вам, что одна из заглавных актрис, а именно Эмма Томпсон, была еще и сценаристом! Это для меня сюрприз, я видела какие-то интервью с ней, знала, что она умная интересная тетенька, но не знала, что она сценаристка, да еще и такая талантливая! Фильм собрал кучу наград, в том числе Оскар за сценарий! И совершенно заслуженно. Прекрасная экранизация! А какое там шикарное начало - под титры Джон Дэшвуд в разговорах с женой все уменьшает и уменьшает содержание, которое он обещал выплачивать своим единокровным сестрам. В фильме, конечно, события сжаты и сокращены, чем-то пришлось пожертвовать, но в целом - это практически идеальная экранизация довольно толстого романа. В ролях настоящий цветник: Эмма Томпсон - она еще и сыграла тут совершенно гениально, несколько раз за фильм я рыдала вместе с ней. Кейт Уинслет (я представляла себе героиню совсем не такой, но Уинслет не разочаровала), Алан Рикман (у, какой роскошный полковник Брендон!), Грег Уайз, Хью Грант (неожиданный, привычнее его в роли красавчиков видеть, а он тут такой стеснительный, неловкий, просто душечка!), Джемма Джонс, Имелда Стонтон и многие другие, включая Хью Лори в маленькой роли.

2. Нортенгерское аббатство / Northanger Abbey, 2006.
Играют Фелисити Джонс, Джей Джей Филд, Кэри Маллиган, Катрин Уокер, Лиам Каннингэм. Роман пародирует готическую литературу и в фильме это постарались отобразить через фантазии героини - неплохо получилось. Немножко поменяли порядок событий для придания пущего драматизма, ну и добавили кое-чего с той же целью, но в целом хорошая экранизация. Заглавная актриса чрезвычайно миленькая, прям вот загляденье - очень удачный выбор на эту роль, имхо, и ироничный Джей Джей Филд отлично смотрится в роли Генри. Я так понимаю, роль в "Остинлэнде" ему досталась именно из-за этой работы. А Кэри Малиган играет повзрослевшую кокетку и вертихвостку - практически продолжение ее роли в "Гордости и предубеждении". Вообще забавно - я британских актеров уже почти как советских воспринимаю - в духе "я всех их знаю" - их все-таки поменьше, чем в Голливуде и знакомые лица кочуют из фильма в фильм :)

3. Доводы рассудка / Persuasion, 2007.
Неожиданно Салли Хокинс в костюмной роли красотки, а не чудачки-современницы и Руперт Пенри-Джонс в роли красавца-моряка. Вообще должна сказать, что многие экранизации добавляют экспрессии и не обращают внимание на правила этикета начала 19 века. Надо счастливое объяснение в любви показать - герои целуются на улице и пофиг на то, что в те времена это было совершено немыслимо. С другой стороны - история должна быть понятна современному зрителю и не многие из них заранее знакомятся с подробностями нравов и быта позапрошлых веков. Не смотря на неточности и некоторые изменения в сюжете "Доводы рассудка" мне понравились. Кино получилось цельное и очень экспрессивное - сплошные чувства, недопонимание. Тем, кто вечно влюбляется безответно должно понравится.

4. Гордость и предубеждение / Pride and Prejudice, 1995.
Знаменитый сериал с Колином Фертом в мокрой рубашке, наконец-то я увидела это. Хорошая подробная экранизация, кроме мокрой рубашки! У Остин подобной сцены, конечно, не было и читала, что сценарист не имел ввиду ничего такого - он хотел показать Дарси в нелепой ситуации, а зритель это воспринял как секси-секси. Но, как по мне, Колин Ферт гораздо симпатичнее в "Вальмоне" и кстати, он там тоже плавает в пруду в одежде - забавное совпадение. Мне немножко не хватило красоты в Джейн и в мистере Уикхеме - имхо мискаст и там и там. Зато Лиззи прекрасна - Дженнифер Эль попала в десяточку! Повторюсь, экранизация хороша - все точно по книге - и дух и буква соблюдены. Все чрезвычайно сдержаны, ходят с покер-фейсами, только глазками зырк-зырк, никаких фривольностей и поцелуев до свадьбы.

5. Гордость и предубеждение / Pride & Prejudice, 2005.
Еще одна экранизация спустя десять лет. Каст великолепный: Кира Найтли, Мэттью Макфэдиен, Розамунд Пайк, Дональд Сазерленд, Бренда Блетин, Кэри Маллиган, Том Холландер, Джуди Дэнч. Сначала вообще не хотела смотреть этот вариант - и Киру не очень люблю и Дарси мне не подходящим казался. Но потом решилась и вынуждена признать, что это самый красивый фильм из десятки. Есть еще хорошие, но самый красивый и атмосферный безусловно этот. Очень и очень романтично снято, прям вот лав-стори. Со мной девочки стали смотреть - залипли и потом попросили показать на русском (я смотрела с субтитрами). Пришлось смотреть с ними повторно - надо же объяснять детям что такое майорат, почему семейство Беннет ведет себя нетактично и так далее. И могу вам сказать - велики шансы, что это кино войдет в топ самых моих любимых мелодрам. С первого раза я оценила красоту картинки и атмосферность, со второго - сценарий. Он очень хорош - там все есть, все обосновано, логика событий сохранена. Да, по сравнению с сериалом плотность событий очень большая - смотреть надо внимательно, но это неизбежно при попытке впихнуть такой роман в два часа экранного времени и ни минуты этого времени не потрачено зря. И каст идеальный - Уикхем очень внешне симпатичный, Коллинз смешной и жалкий, но не уродливый, Джейн действительно красавица и так далее и так далее.
И детальки - ах, какие чудесные детальки! Бингли, украдкой трогающий ленту на платье Джейн, кузен Коллинз, стоящий перед герцогиней на полусогнутых ногах, рука Дарси, после того, как он подал ее Лиззи. И вот эти штучки режиссерские - когда вдруг пропадают танцующие или когда во время кружения Лиззи на качелях вокруг нее сменяются времена года - мне это очень понравилось! И атмосфера - дом Беннетов, с этим бардаком, собаками, гусями и прочей живностью, бал - шумный, живой, с толпой разномастного народа! А саундтрек - о, это восхитительно!
Я понимаю за что эту версию можно ругать - и талия у героини не достаточно высоко на платье и манеры слишком вольные и герои не совсем такие как описал автор - ну там, торчащих ключиц и растрепанных волос у Лиззи не было в книге. Мистер Дарси непривычный - Мэттью Макфэдиену явно не хватает во внешности холодности и надменности и он не красавчик. Но Кира со своими черными глазищами ему под стать - вроде тоже далека от канонической красоты, а что-то в ней есть и легко представить как в нее можно влюбиться насмерть. И в защиту этой экранизации хочу сказать - это не документальный фильм о романе или времени, когда его написала Остин. Это экранизация, причем очередная - не первая и не вторая. Это нормально, что авторы хотят внести что-то свое, что-то изменить, а также сделать понятнее современному зрителю, который не всегда в курсе исторических реалий и тонкостей этикета. А история и ее суть передана прекрасно, изменения, которые есть - понятно зачем и почему они сделаны, фильм очень цельный. И, повторюсь, это ОЧЕНЬ красиво снято. (сцена с поцелуями в самом конце смотрится странно и я прочла, что ее сняли специально для американского проката - забавно, если это правда).
У Джо Райта еще видела "Искупление" - тоже отличное кино и чую надо смотреть его версию Анны Карениной.

6. Эмма / Emma, 1996.
В главной роли Гвинет Пэлтроу и она такая душка и красавица, прям идеал - смотреть кино стоит уже хотя бы ради того, чтобы полюбоваться на нее. В других ролях Алан Камминг, Тони Коллетт, Юэн МакГрегор, Джереми Нортэм, Грета Скакки. Мискаст только МакГрегор (имхо) - он очень странно тут смотрится, совершенно неорганично. Все остальные замечательны. Не самый мой любимый роман, но кино хорошее получилось.

7. Эмма / Emma, 2009.
Еще одна Эмма и второй мини-сериал в моей десятке. В ролях Ромола Гарай, Майкл Гэмбон, Джонни Ли Миллер, Тэмсин Грег, Руперт Эванс. Сериал вроде бы подробнее и кажется даже точнее фильма, но мне понравился гораздо меньше. Возможно только из-за каста. В этой версии однозначно круче только отец Эммы, которого играет Майкл Гэмбон. А вот заглавная актриса - не то чтобы мискаст, просто эта Эмма не такая красотка как Гвинет и потому заметнее какая героиня эгоистичная дура. Раздражает гораздо больше.

8. Мэнсфильд парк / Mansfield Park, 1999.
В ролях Фрэнсис О’Коннор, Шила Гиш, Гарольд Пинтер, Линдси Дункан, Джонни Ли Миллер. Уже после просмотра увидела, что на Кинопоиске сплошь отрицательные отзывы. И есть за что ругать этот фильм - он довольно сильно отступает от книги, причем в важных деталях, но зачем они изменены - не очевидно. Как я уже писала - когда киношники добавляют экспрессии и отступают от старинных правил поведения в угоду современным зрительским вкусам - это объяснимо, а вот зачем убирать старшего брата и заменять его младшей сестрой? Зачем заставлять героиню соглашаться на брак и через день отказываться (когда в книге этого не было?)? И характер главной героини тоже изменен довольно сильно и тоже с неясными намерениями. Короче, это наверное, единственная неудачная экранизация в десятке. Хотя тем, кто не читал книгу она возможно зайдет, сам по себе фильм не плох.

9. Остинлэнд / Austenland, 2013.
В ролях Кери Рассел, Джей Джей Филд, Брэт МакКензи, Дженнифер Кулидж, Джейн Сеймур. Экранизации меня немножко утомили и я решила включить в десятку фильм по мотивам. Надо сказать, что фильмов так или иначе связанных с Остин огромное количество, от различных вариаций знаменитых остиновских сюжетов (ну чем "Вам письмо" не "Гордость и предубеждение"?) до диких фанфиков (когда я первый раз услышала название "Гордость и предубеждение и зомби" я решила, что это шутка) или, например, фильмов о фанатах Остин. "Остинлэнд" относится к последним. Сняла его сценаристка Джеруша Хесс - это ее единственный фильм как режиссера. В центре сюжета американка, слегка поехавшая крышей на почве любви к романам Остин и купившая билет в английский тематический парк, где можно "пожить внутри романа Остин". Фильм по-своему милый. Сюжетно это смесь "Гордости и предубеждения" и "Мэнсфильд-парка", много прямых цитат и из книг Остин и из экранизаций - например коричневое платье героини похоже на коричневое платье Киры Найтли в фильме 2005 года. И сама героиня, конечно, копия Лиззи - бесприданница, всех достоинств у которой - милое личико, наличие ума и острый язычок. Только не забываем, что это американская комедия - а значит многие герои ведут себя как дебилы. Но посмеяться можно не только над этим - тут и пародия на сюжеты Остин, где "каждая героиня к концу книги должна быть помолвлена" и на реалии того времени:
- А почему мы все время вышиваем?
- Полагаю именно этим женщины в то время и занимались.
- Если мужчины сейчас не вернутся, я потребую назад деньги!
И просто шуточки вокруг узнаваемых тем, типа "что, не смог получить роль в Хоббите?" В общем, под настроении вполне себе съедобно.

10 Джейн Остин / Becoming Jane, 2006.
Играют Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой, Джули Уолтерс, Джеймс Кромуэлл, Мэгги Смит. И, наконец, про саму Остин кино. У меня когда-то в обзоре был хороший фильм про последние годы Остин "Любовные неудачи Джейн Остин", а это кино про ее молодость. Не знаю насколько это соответствует биографии писательницы - ну точнее все герои реально существовали, но насчет попытки побега и всяких поцелуев - свечу, я так понимаю, никто не держал, так что оставим на совести сценаристов. Но получилось романтично. Энн Хэтэуэй очень красивая, Джеймс МакЭвой искрит и соблазняет - как мелодрама на вечер отлично.

Киногод, Сериалы-мини/макси, Киношка

Previous post Next post
Up