Киномай - месяц повторного фильма - 3

Jun 08, 2018 14:33

Двенадцатый киномесяц третьего киногода! Сама себе не верю! Получилось много кино 60х - это шлейф от прошлого киномесяца - пока я выбирала что же посмотреть, вспомнила как много всего прекрасного было снято в СССР (на Западе тоже) в то время, прямо-таки золотое десятилетие! Можно, например, десятку одних детских сказок набрать, можно драм, комедий - и причем превосходных! Даже была мысль сделать всю десятку из 60х, но потом я немножко разбавила для разнообразия другим кино. И еще много дебютов получилось, но это вообще случайно, честное пионерское.





1. А как же Боб? / What About Bob? (1991).
Отличная комедия, смотрели с детьми - детям понравилось, что характерно! Про прилипчивого пациента, который натурально сводит с ума своего психиатра. Учитывая, что пациента играет Билл Мюрей - это стоит увидеть, поверьте.

2. Матрица / The Matrix (1999).
Сняли братья Вачовски по собственному сценарию (тогда еще братья, хотя вот на Кинопоиске не морочатся такими тонкостями - там они уже сестрами указаны - а нет ли в этом неполиткорректности? Имеет ли изменение пола обратный ход? Если братья стали сестрами, то следует ли их считать сестрами ретроспективно? Впрочем, это я отвлеклась, извините). В ролях молодые и красивые Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг. Решили, что пора детям показать. Старшенькому (11 лет) понравилось - особенно знаменитые сцены перестрелок, конечно же :) Все-таки удивительно свежо смотрится фильм, даром что снят почти два десятка лет назад - а даже спецэффекты практически не устарели. Вторую и третью "Матрицу" я не одобряю - но первая это, несомненно, культовый фильм, который намертво вшит не только в историю кинематографа, но и в мировой масскульт в целом - если вы случайно не смотрели (ну вдруг) - немедленно это исправьте.

3. Добро пожаловать или постронним вход воспрещен (1964).
Полнометражный дебют реж. Элема Климова. А ролях Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов. Опять с детьми смотрели. Казалось бы - старая черно-белая комедия, про советский пионер-лагерь - современным детям скучно, но нет, дети смотрели не отрываясь и смеялись! А взрослые и подавно!

4. Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999).
Еще один фильм 99 года, полнометражный дебют режиссера Спайка Джонса (кстати, номинировался на Оскар, но не получил - его обошел Сэм Мендес с "Красотой по-американски", в общем, справедливо обошел). Это очень, очень, очень странный фильм. Совершенно сумасшедшая история. Но именно этим фильм и прекрасен. Нетипичные роли у Джона Кьюсака и Кэмерон Диас - и они оба удивительно некрасивые в этом фильме, это ведь надо было постараться сделать Диас некрасивой! А Малкович-то прям храбрец-молодец - раз согласился на такое!

5. Я шагаю по Москве (1963).
Снял Георгий Данелия по сценарию Геннадия Шпаликова. Играют Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Любовь Соколова, Ирина Мирошниченко. Очень светлое и оптимистичное кино, можно смотреть для поднятия настроения и общего жизненного тонуса. Идеальное описание фильма есть в песенке, звучащей в финале:
Бывает все на свете хорошо,-
В чем дело, сразу не поймешь..
Один день простого рабочего паренька, который после ночной смены, вместо того, чтобы отсыпаться, весь день шатается со случайным знакомым по Москве - попадает во всякие смешные (и не очень) ситуации, то ссорится, то мирится с друзьями, но всегда в итоге проявляет великодушие. И так и идет на следующую ночную смену, не попав домой и не выспавшись - идет с той самой знаменитой песенкой "А я иду шагаю по Москве". И все вокруг милые и смешные, и жуликов ловят сознательные продавщицы мороженного, нелепый Саша мирится со своей невестой, а мизантроп-полотер посрамлен в своем неверии в людей. И как здорово, что есть вот эта магия кино - возможность остановить мгновение и забыть, что прошло больше полувека, что Шпаликов, придумавший эту историю и написавший эту песенку, повесился, что Михалков забронзовел, и той страны уже нет и Москва совсем не такая, а герой Басова, со своими рассуждениями, что все кругом эгоисты и ищут только корысти, актуален как никогда. Все-таки удивительное было десятилетие, 60е - не только у нас в стране, по всему миру, какая-то юность и надежды - новая музыка, литература, кино, новые имена, ожидание нового будущего.. Было не только это, конечно же, но это было заметно, ярко..

6. 20 дней без войны (1976).
Реж. Алексей Герман, по сценарию К. Симонова. В ролях Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Екатерина Васильева, Николай Гринько, Люсьена Овчинникова, Михаил Кононов, Лия Ахеджакова. Абсолютно гениальное кино. Шедевр, без всякого преувеличения. Как это делал Герман - не знаю. Это какой-то удивительный концентрат искусства и жизненной правды. При том, что актеры очень популярные и узнаваемые, но они все так играют, так живут на экране, что вообще забываешь - кто и что перед тобой. Просто люди, живые. Как будто с улицы. Вот так случайно выворачивают душу - себе и зрителю - слезами, какими-то случайными словами, жестами - и эпизод на несколько минут экранного времени вдруг показывает какой-то огромный пласт жизни - характеров, обстоятельств. Это потрясающе.
И это маст си, конечно. Как и "Проверки на дорогах".

7. Комиссар (1967).
Увидела новость, что умер Александр Аскольдов - вспомнила, что когда-то его единственный фильм "Комиссар" мне понравился и решила пересмотреть. Судьба у фильма непростая - он был снят, но запрещен к показу, а в перестройку его достали "с полки" и он с огромным успехом прошел по фестивалям - у нас и за рубежом. С тех пор некоторые его называют чуть ли не самым шедевральным фильмом СССР. Про запрет фильма и изгнание Аскольдова из профессии пишут все, но мало кто пишет подробности, а они важны, ведь Комиссар - это дипломная работа. Аскольдов учился на ВКСР и это его диплом. Был бы он уже состоявшийся режиссер с несколькими картинами за плечами - кто знает запретили бы фильм или нет? А так, студента выгнать из профессии проще, и оценивали его строже, я думаю, по принципу что позволено Юпитеру, не позволено вчерашнему студенту (хоть он и не юнец). Так что когда вы читаете, что его выгнали со студии с пометкой "проф.непригоден" вы помните, что эту пометку поставили студенту, которому дали бюджет и съемочную группу на полнометражный фильм - и какую группу!!! Мордюкова, Быков, Шнитке композитор! (современным студентам вообще ничего не дают) - но зато и судили строго, потому что кто платит, тот и музыку заказывает. Это не принижает ни достоинств фильма, ни жесткости цензуры, но все-таки это немаловажный нюанс. А Аскольдов, кстати, хотя и был изгнан из кино, но отнюдь не бедствовал - работал помощником Е. Фурцевой и даже был директором концертного зала Россия. Опять же - это не отменяет того, что он вероятно страдал из-за невозможности заниматься тем, чем хотел бы, но когда вы читаете "выгнали из профессии" - это не всегда значит, что человек пошел мести дворы или нищенствовать. Вот такие парадоксы советской действительности.
После Германа картина проигрывает и видно что не шедевр. Он какой-то нецельный получился - куски бытовые и символические не смешиваются, отталкиваются друг от друга как масло от воды и волшебства не происходит.. Несколько тем - и ни одна не раскрыта толком. Когда я смотрела его в первый раз, я была под большим впечатлением, но сейчас смотрела с "холодным носом".Отдельные сцены есть очень хорошие, а есть не очень, актеры играют прекрасно (Мордюкова, Быков, Недашковская, Шукшин), но в целом успех был, думаю, именно из-за Перестройки и вот этого "спасения от цензуры". В общем, после пересмотра я скорее разочарована. Но фильм неплохой и посмотреть стоит.

8. В огне брода нет (1967).
В ролях Инна Чурикова, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Майя Булгакова. Этот фильм очень интересным образом перекликается с предыдущим (Комиссаром) - во-первых, снят в тот же год. Во-вторых, это тоже полнометражный дебют. Снял его Глеб Панфилов, правда у него, в отличие от Аскольдова, было уже снято несколько короткометражек, да и сценарий написан в соавторстве с Габриловичем (очень опытным сценаристом). В третьих - даже тема в некотором смысле одна и та же - женщина на войне, на гражданской. И взгляд на это все тоже совсем не героический, не лакировочный. И крамолы там усмотреть можно при желании. Главная героиня - Таня Теткина, работающая в санитарном поезде, то ли дурочка, то ли блаженная, которая не умеет выразить свои мысли и чувства словами, зато рисует и мечтает стать художником. И вот весь это неприглядный мир и быт - война, грязь, грубые и недалекие люди, это все как на ее картинах - неумелых, детских, но завораживающих и передающих какую-то свою правду. Фильм очень цельный (и наверное именно этим он лучше "Комиссара", потому что эмоционально сильные оба) - картины, герои, история - все перекликается, все складывается в единое целое. Чурикова абсолютно гениальна, да все артисты там замечательно играли - Майя Булгакова, Солоницын, Кононов. Это как будто другие артисты какие-то были в те времена - как они играли это все? Почему им так веришь? Или дело в историях, в режиссуре? Почему сейчас нет и близко такого уровня даже в тех немногих наших фильмах, которые хорошие?

9. Инциндент или случай в метро / The Incident (1967).
А вот еще один фильм 67 года, но уже американский. Режиссер Ларри Пирс, в ролях Тони Мусанте, Мартин Шин, Бо Бриджес. Отличная социальная драма. Случайные пассажиры ночного поезда метро. Недовольные друг другом супруги, пьяный бомж, молодая парочка (явно не самые гармоничные отношения), пожилые супруги, пара приятелей военных, гомосексуалист, пара чернокожих супругов (он-воинствующий расист (черный, который ненавидит белых - он же тоже расист?), еще одна пара ссорящихся супругов и пара отморозков-грабителей, которые хотят не столько денег, сколько покуражиться. Они начинают с самого слабого, но в итоге проходят через всех. Ничего вроде там такого особо ужасного нет, но противно - никто не дает отпора, никто не заступается за другого - точнее все это случается, когда уже поздно. За прошедшие полвека история совершенно не утратила актуальности - получился срез очень многих общественных проблем, которые даже если немного видоизменились, но не исчезли. Смотреть на эти жестокие игры вокруг унижений, насилия, трусости и равнодушия очень неприятно и тяжело, но возможно стоит - фильм очень хороший.

Это надо было "заесть" чем-то очень приятным, так что последний фильм очень добрый, смешной и вообще прекрасный (я надеюсь все его видели?)
10. Мимино (1977).
Играют Вахтанг Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов. Оооооо! Я обожаю этот фильм Данелии! Вот он и "Кин-дза-дза" - моя любовь навсегда! С любого места можно цитировать! А в сцене, когда Мимино позвонил в Тель-авив вместо Тэлави, я всегда плачу.

Третий киногод завершен. Четвертый начнется с сестер Бронте (ну вот так внезапно :) Ожидайте!

Киногод, Киношка

Previous post Next post
Up