Киноапрель - советское кино 60-х годов

Apr 27, 2018 02:13

Оказывается, тема "советское кино 60-х" у меня была ровно два года назад - в апреле 2016! Я собиралась продолжить и вот наконец собралась.





1. «Доживем до понедельника», 1968 г. Реж. Станислав Ростоцкий.
В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, совсем молоденькие Ольга Остроумова и Игорь Старыгин. Хорошее кино, не зря входит во всякие списки советской кинематографической классики. Немного назидательно. Немного устарело. Но в целом до сих пор актуально. Наверное в те времена это был целый скандал - потенциальный роман учителя с бывшей ученицей, вольные разговоры с учениками, критика учительского авторитета! Вау-вау! Сценарий отличный. Я очень такое люблю, когда не говорят прямо словами и не показывают "в лоб" - что с кем происходит. И финал открытый - тоже хорошо. В начале фильма есть шикарная сцена - разговор главного героя с учительницей литературы - эпизод на 4-5 минут, не больше - а сколько нам всего показали!! Что герой одинок и не хочет идти домой, что у них что-то происходит с этой молоденькой учительницей - и об этом все вокруг знают, что "литераторша" подбивает к нему клинья и напрасно - у них ничего не выйдет, причем скорее по идеологическим причинам - очень уж она трескучая и неумная. И героя во всей красе развернули - на пианино играет, стихи цитирует, умный и тонко чувствующий, что называется. И при этом совершенно живой разговор, обычный - никакого пафоса и натужности, нарочитости. В общем, рекомендую - если вдруг кто-то, как я, пропустил в свое время.

2. "Хроники пикирующего бомбардировщика", 1967 г. Реж. Наум Бирман.
Снимались Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Александр Граве, Петр Щербаков. И еще одно хорошее кино. Будни маленького аэродрома и одного экипажа. Сразу всплывает в памяти "В бой идут одни старики", но "Хроники" были раньше и они немного более хулиганские и при этом более прозаические. Пока готовила пост узнала, что Леониду Быкову предлагали режиссировать "Хроники"! Но Быков хотел непременно вставить туда песню про смуглянку - и не смог договориться с автором сценария, тот был категорически против песни, точнее у него видимо была наготове совсем другая песня - она звучит в самом начале и там в припеве повторяются слова - "воздушные рабочие войны" - собственно это главная тема - о летчиках именно как о рабочих и их буднях. (А вообще я попутно много всего интересного прочитала про "В бой идут одни старики" Леонида Быкова! Этот фильм после "Хроник" кажется более "придуманным", приукрашенным - песни вот эти все, но шутка в том, что в нем все на реальных событиях основано и поющая эскадрилья была на самом деле!)

3. "Иду на грозу", 1965 г. Реж. Сергей Микаэлян.
В ролях цветник: Александр Белявский, Василий Лановой, Ростислав Плятт, Жанна Прохоренко, Анатолий Папанов, Евгений Лебедев. Производственная драма про ученых (очень модная тема для 60х) по роману Даниила Гранина. В целом история неплоха, потому что затрагивает реальные жизненные проблемы - как делать карьеру, важны идеи или люди, держать ли синицу в руках или гоняться за журавлем в небе и так далее. Но скучновато, конечно, особенно современному зрителю. Хотя два признанных красавца в главных ролях немного примиряют (Лановой и Белявский).

4. "Начальник чукотки", 1966 г. Реж. Виталий Мельников.
В главных ролях Михаил Кононов и Алексей Грибов. Я, оказывается, у этого режиссера много чего видела и все хорошее (Мама вышла замуж, Женитьба, Старший сын, Отпуск в сентябре и т.д.). Очень забавный фильм. Взгляд из 60х на 20е. Отношение к герою ироничное, но доброе. Кононов душка, конечно. Ему с его курносой физиономией только вот таких и играть. Он, собственно и играл - в "Большой перемене" тот же тип наивного и упертого идеалиста.

5. "Неотправленное письмо" 1959. Реж. Михаил Калатозов.
В ролях Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов. Много читала про съемки - как они это все на натуре где-то в глухих местах и чудовищных условиях снимали, как Самойлова подорвала здоровье, Смоктуновский чуть не утонул, а Ливанов на всю жизнь заработал себе вот тот самой хрипловатый тембр голоса, который мы теперь знаем. В многочисленных отзывах этот фильм превозносят и называют самым недооцененным советским фильмом. Неправдоподобный пафосный пипец, вот что это такое. Выживший - только с другой идеологией и вместо Ди Каприо Смоктуновский. После просмотра уже прочла, что Иньярриту реально этим фильмом вдохновлялся, среди прочего - я угадала! Музыка чудовищно пафосная, диалоги еще хуже. Смотреть можно или фанатам подобной тематики или упоротым кинолюбителям. Все фишечки Урусевского-Калатозова тут повторяются - фирменные ракурсы, крупные планы лиц, символизм, мельтешащие ветки, капли и блики света, безумно красивая Самойлова, в конце концов. Но эмоционально "Летят журавли" цепляет очень сильно, а тут история вымороченная. Хотя она наверняка реальна, но не цепляет. Сидишь в тоске и думаешь - когда уже это кончится?! А Калатозову, видать, понравилось мучить артистов - он потом еще "Красную Палатку" снял.

6. "Жестокость", 1959 г.
Играют Георгий Юматов, Николай Крючков, Владимир Андреев. Похоже у нас как и в Голливуде тоже по 60х граница вменяемого кино проходит (фильмы 50х чаще всего отличаются не в лучшую строну). В фильме слишком много устаревшего. История-то хорошая, герои неоднозначные, но форма устаревшая. У Юматова ресницы накладные (как все-таки сильно сейчас отличается грим! тут такая театральщина еще). Единственное что спасает - финал ооочень неожиданный. Если убрать все вот эти закадровые рассуждения о настоящих коммунистах и прочем, то история сама по себе интересная, противоречивая. По такой истории хорошо бы римейк сейчас снять!

7. "Еще раз про любовь", 1967. Реж. Георгий Натансон.
В ролях Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Олег Ефремов, Александр Ширвиндт. Нашумевшая и модная в свое время пьеса Эдварда Радзинского и он же переработал ее в сценарий ("104 страницы про любовь"). Вроде я сначала не довольна была - как-то излишне манерно, вот эта мода 60х - недоговоренности, таинственности, какая-то УЖАСНО ВАЖНАЯ работа, героизм и риск - и прочие приметы времени. И заглавные герои совсем не в моем вкусе. Вова вообще говорит, что в фильмах с Дорониной хороши только песни, которые она там исполняет :) Но под конец мне стало нравиться, хотя романтизация чрезвычайная, конечно. А совсем в финале я даже всплакнула, хотя знала, чем кончится. Короче, записываем в годные мелодрамы под настроение.

8. "Три пюс два", 1963 г.
Играют Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов. Самое фантастическое в этой очень легкомысленной романтической комедии (было и такое в СССР!) это автор сценария - маститый Сергей Михалков! Да, тот который гимн и Дядя Степа! (правда, встречала инфу, что он был крайне недоволен фильмом). "Дикарка" блондинка по дикому пляжу на каблучках топает - офигеть. Оказывается уже в 60е был в моде пляжный гламур - на диком крымском берегу - каблучки, бусики и духи (духи, о боже!), а мужики в пиджачках к концу фильма по пляжу гуляют. И так до сих пор некоторые и сохраняют верность этому стилю :)) Надо было раньше смотреть, конечно, сейчас уже не зашло совсем. Артисты хорошие, Фатеева красотка нереальная и ради видов Нового Света я готова смотреть все что угодно - но нет, не спасает.

9. "Когда деревья были большими", 1961 г. Реж. Лев Кулиджанов
В ролях Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлёв, Василий Шукшин, Людмила Чурсина. Очень доброе кино. История в духе Достоевского - опустившийся маленький человек, пьянь и тунеядец, который вдруг решает изменить свою жизнь, исправиться. Но сам бы он не справился конечно. Реально меняется он только благодаря дочке - девушке потрясающей доброты. История про то, что любовь и доброта оказываются выше и важнее правды и справедливости. Это, конечно, очень христианская мысль - что любовь выше справедливости. Заглавные актеры (Никулин и Гулая) просто фантастические и вообще это одна из трех серьезных ролей Никулина (две другие в "20 дней без войны" и "Чучеле").
В рецензиях многие пишут про сценку с чтением заметки про негров - и все в негативном ключе, зачем, мол, тут эта политика. Мне кажется очень понятно зачем - во-первых, это пропаганда, но как раз такая, про которую говорят "даже врать не приходится" - негров-то обижали, чо уж там. А во-вторых, сцена эта тут нужна для того, чтобы показать, что Наташа не только по отношению к отцу добрая, а вообще такая, восприимчивая, и способная плакать даже из-за каких-то там притесняемых в далекой капстране. Инна Гулая красотка. И бровками умела делать не хуже Эмилии Кларк.

10. "Живет такой парень", 1964. Реж. В.Шукшин - это его полнометражный дебют и сценарий тоже его.
В ролях Леонид Куравлёв, Лидия Чащина, Родион Нахапетов. Главный герой - бабник, трепло, фантазер и мечтатель. Чудик - любимый шукшинский типаж. Но читать его веселее и интереснее, чем смотреть, имхо. Еще я не люблю фильмы, где за героя неловко, а тут это чувство испытываешь как минимум половину экранного времени. Хотя под конец герой все равно вызывает симпатию, не скрою. Парень-то хороший, искрений, хоть и "пирамидон". :)

Так переела старого черно-белого кино, что потом очень захотелось чего-то совершенно противоположного и я внезапно одним духом посмотрела сериал про пиратов "Черные паруса" - эдакий приквел "Острова сокровищ" - рыжебородый красавец капитан Флинт, его помощник Гейтс, похожий на толстого кота, долговязый Билли Бонс, изворотливый как змея молодой Джон Сильвер и так далее и так далее - визуально очень красочно, очень колоритные персонажи, постоянные сюжетные повороты, красивые парусные корабли, словом прелесть, хоть и кровища рекой льется. Но со второго сезона это все превратилось в какую-то нескончаемую политическую драму, политкорректность полезла из сценаристов во все стороны и все стухло. Но первый сезон прям огонь - секс-наркотики-рок-н-ролл.

Это одиннадцатый киномесяц, значит следующий будет месяцем "повторного просмотра" - ожидайте отличных фильмов! :)

Киногод, Киношка

Previous post Next post
Up