Последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о переименовании в Москве станции метро "Войковская" (так же, как несколько ранее обсуждалось переименование в Питере улицы Белы Куна). Прибавлю и я свои "пять копеек" по этой теме.
Доводы сторонников переименования кратко можно резюмировать так: Войков террорист, участник убийства царской семьи и вообще нехороший человек. Противники переименования, напротив, говорят о том, что обвинения в отношении Войкова, мягко говоря, преувеличены. Судя по всему, Войков вообще не участвовал в убийстве царской семьи (за исключением принятия решения об этом вместе с другими членами Уральского совета), да и многие другие обвинения ссылаются на публикации в желтой прессе (с подробностями можно ознакомиться хотя бы здесь:
http://users.livejournal.com/_lord_/1982799.html). Однако, на мой взгляд, даже если все обвинения в адрес Войкова справедливы, переименовывать станцию не следует. Почему?
С одной стороны, топонимика - это такая же неотъемлемая часть нашей истории, как и народные песни, памятники архитектуры, литература, музыка и все остальное. И попытки менять их через много лет после возникновения только потому, что наше отношение к историческому деятелю поменялось, является таким же вандализмом, как и снос памятников или уничтожение исторических зданий. И данный вандализм, на мой взгляд, куда постыднее, чем аналогичные переименования, которые совершали большевики. Большевики, как минимум, были последовательны: они сносили памятники истории, поскольку стремились начать с чистого листа. В наши дни, напротив, пропагандируется восстановление истории, а методы, которыми эта история «восстанавливается», большевистские и антиисторические.
С другой стороны, осуждение большевиков есть попытка судить деятелей прошлого с точки зрения норм сегодняшнего дня. Такой подход, опять же, антиисторичен, и под этим соусом можно требовать сноса памятника практически любому историческому деятелю. Давайте осудим Петра I за сыноубийство и многочисленные жертвы при осуществлении его проектов, многие из которых, положа руку на сердце, не были для страны необходимыми. Давайте осудим Екатерину II за государственный переворот и мужеубийство Екатерину II. Давайте осудим Александра I за соучастие в отцеубийственном заговоре. Хорошо выходит? Более того, многие противники Войкова говорят о том, что убили невинных детей. Однако монархическая система устроена таким образом, что эти самые невинные дети могли представлять прямую угрозу их политическим противникам, поскольку могли бы послужить знаменем для монархических сил. Вспомним, что правление Романовых началось с казни трехлетнего Ивашки Воренка - сына Марии Мнишек. А он был виноват ничуть не больше (но и не меньше), чем цесаревич Алексей.
Кроме того, нынешняя ситуация отличается еще и откровенным лицемерием. У нас сейчас много говорят о национальном примирении. Однако примирение это выражается, почему-то, в том, что снимая памятники и названия, связанные с революционерами, старательно насаждается культ их противников (в первую очередь «невинно убиенного святого царя» Николая II, несущего прямую ответственность за гибель страны). Уж извините, но назвать это иначе чем жульничеством, я не могу.