Если в Гатчине пересечь линию Балтийской железной дороги, то вскоре можно увидеть рвущийся в небо Миг-21. Это напоминание о том, что именно здесь располагался первый русский аэродром.
Решение о выделении в Гатчине места для создания постоянного аэродрома было принято осенью 1909-го года.
В качестве мест, пригодных для выделения под аэродром, фигурировали Гатчинское и Красносельское военные поля и Усть-Ижорский саперный лагерь.
Решающее значение, вероятно, сыграло пожелание императора, который хотел с удобствами наблюдать за полетами самолетов.
Уже к 22 сентября 1908-го года были построены два первых ангара, в которых началась сборка экспериментальных самолетов (из пяти строившихся самолетов достроили всего три, а полетел и вовсе один).
Основные работы закончились к 14 мая 1910-го года.
А 3 мая 1910-го года был сформирован Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
Именно Гатчина стала первым центром обучения русских пилотов. Всего за 1910-1916 годы здесь было подготовлено 342 летчика.
Летали с гатчинского аэродрома не только военные. Здесь же базировался Всероссийский аэроклуб, при котором работала первая в России частная авиашкола С. С. Щетинина "Гамаюн".
После революции на Гатчинском аэродроме базировались части ВВС РККА.
Большую часть войны Гатчина была оккупирована, поэтому с этого аэродрома летали немцы - самолеты немецкой 54-й истребительной эскадры "Грюнхерц".
После войны аэродром использовался сперва военными самолетами (одно время здесь служил космонавт № 2 Герман Титов), а после 63-го года - самолетами сельхозавиации.
В 1972-м году территорию аэродрома отдали под застройку и сейчас (за исключением руин старых зданий аэродрома) только Миг напоминает о славном прошлом этих мест.
Еще одно напоминание об авиационном прошлом Гатчины - памятник первому русскому пилоту М. Н. Ефимову:
Установлен он был в 2001-м году.
Его автор - Виктор Онешко.
Михаил Ефимов начинал как спортсмен-велосипедист, в 1908 и 1909 годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.
В 1909-м году он совершил свой первый полет (пока еще на планере) и в том же году отправился во Францию обучаться в авиашколе Анри Фармана. Средства (на весьма жестких условиях) ему предоставил одесский банкир И. С. Ксидиас.
25 декабря 1909-го года Ефимов совершил свой первый самостоятельный полет, а 15 февраля 1910-го года стал первым русским, получившим диплом пилота. Во время обучения он произвел большое впечатление на Фармана, и тот одолжил ему денег, требовавшихся, чтобы разорвать контракт с Ксидиасом. А уже в апреле 1910-го года Ефимов выиграл состязание в Ницце, и за счет призовых смог расплатиться с Фарманом.
Позднее Ефимов работал инструктором в военных авиашколах Гатчины и Севастополя, воевал на фронте 1-й Мировой, а позднее вступил в большевистскую партию.
В 1919-м году он попал в Одессе в руки белых, был арестован и казнен.
P.S. 19 июля состоится экскурсия "По Петроградской стороне"
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/756545.html