О поездке на
форт "Серая лошадь" я уже рассказывал. А в это воскресенье я (как и в прошлый раз, с турфирмой "
Серебряное кольцо") посетил форт "Красная горка".
Экскурсия началась с посещения "Объекта 100" - одной из нескольких позиций, предназначенных для стрельбы 305-миллиметровых железнодорожных орудий.
По этой просеке когда-то проходила железная дорога, по которой транспортер с орудием прибывал на объект:
Бетонированную площадку затянуло мхом, и только отверстие для центральной опоры орудия говорит о том, что мы на позиции.
В одном месте еще виднеется участок погона, по которому двигались катки орудия:
Другая площадка расчищена от мха:
Расчищена и центральная опора, на которую садилось орудие:
А вот и погон (разрыв в погоне предназначен для рельсов):
А вот оголовок топливохранилища для вспомогательной техники:
На этот бетонный куб монтировалось оборудование управления стрельбой:
Окопы для охранения:
Еще одна позиция:
После "Объекта 100" мы направились в форт. Входим в ворота:
Бывший погреб боезапаса одной из батарей:
Внутри расположен небольшой музей с разнообразными артефактами, найденными на территории форта:
Телефония:
Денежный ящик от фирмы "Сан-Галли" (я уже
выкладывал в своем блоге фотографии сейфа той же фирмы):
Реостат управления прожектором фирмы "Сименс и Гальске" (нынешняя "Электросила"):
Графитовые электроды для прожектора:
Такими снарядами стрелял форт:
Канализационные люки дореволюционных времен:
И старые унитазы:
В таких чушках поставлялся на строительство форта асфальт:
Алюминиевая фляга сохранила клеймо на горлышке, которое гласит: "Лангезипен - Петроград" (о фирме Лангезипен я также писал в своем блоге):
Корпус морской мины:
И минно-тральное имущество:
Это - ножка от крестильной купели, найденная в церкви неподалеку от форта:
Фрагмент декавильки, использовавшейся для перемещения крана при строительстве форта:
Рельсы, по которым матросы толкали тележки со снарядами и поворотный круг:
Снаряды могли возить по земле, а могли и по воздуху:
На эту тележку вмещался один снаряд внизу и два заряда вверху:
Прицел от орудия:
Остатки ПТР:
Зимняя лыжа для автомобиля:
И детали упряжи для лошадей:
После посещения музея мы отправились осматривать форт. Вдали виднеется пусковая установка крылатой ракеты (лет двадцать назад я еще имел возможность разглядывать саму эту ракету, но теперь ее уже нет):
НП одной из батарей:
Площадка с двумя железнодорожными транспортерами - 305-мм и 180-мм. Двадцать лет назад они стояли открыто и по ним можно было лазать. Но теперь их убрали за колючую проволоку, чтобы спасти от вандалов.
Именно такие пушки должны были стрелять с "Объекта 100":
Центральная опора, которая должна была садиться на площадку:
А вот один из катков, которым орудие опиралось на погон:
Такие пушки стояли на "Красной горке":
Транспортер орудия 180-мм:
Далее мы направляемся на мортирную батарею.
Огневая точка, прикрывающая вход в казематы:
Вентиляционная шахта:
Орудийный дворик:
Заходим в каземат:
Кранцы для снарядов:
Заслонки закрывают окно подачи снарядов:
Вид на орудийный дворик через окошко:
Вентиляционное отверстие:
Ступеньки ведут в огневую точку, защищающую вход:
Граффити 1945-го года:
А вот командно-дальномерный пост батареи:
Здесь стоял дальномер:
Потолок из стальных балок срезан вандалами:
Также они содрали большую часть противооткольного бронирования в помещениях форта:
Сохранившийся небольшой участок этого бронирования:
А вот обломки одной из батарей, взорванной в 1918-м году:
Колодец для сбора дождевой воды:
Подходим к зданию электростанции и прожекторной станции:
Душевая:
Гальюн:
Помещение для набивки баллонов сжатым воздухом:
Здесь стояли баки с топливом. Теперь от них остались только днища, остальное срезано:
Помещение дизель-генераторов. Охотники за цветными металлами выпотрошили их:
Насосы:
Помещение насосной станции:
Выход системы отопления:
Шахта "скрывающегося" прожектора:
Печь системы отопления:
Выходим наружу:
А это - фундамент для прожектора советских времен:
Старая казарма:
Из этого подземелья узкий лаз ведет вниз:
Лаз ведет в камеру, из которой расходятся в разные стороны еще четыре коридора. Это помещение антенного поля сверхдальнего приема, оборудованное в 20-е годы. В коридорах стоят изоляторы, на которые раньше крепился провод:
Гараж: