"Карл Великий" русских карт.

Dec 12, 2010 19:06

Клио, как известно, дама с чувством юмора. Вряд ли Адольф Иосифович Шарлемань, популярный мастер исторической и батальной живописи, академик, профессор Академии художеств, художник Его Императорского Величества мог представить себе, что главным произведением в его наследии окажутся рисунки к карточной колоде. Но тем не менее, мало кто вспомнит его картины, а колоде карт суждено было стать самой популярной колодой в России, которая и поныне регулярно переиздается под названием "Атласные":

 
Адольф Шарлемань родился в 1826-м году в семье, которая была прочно связана с искусством. Основателем фамилии в России был Жан-Батист Боде-Шарлемань - скульптор-декоратор, приехавший в Россию из Франции во времена Екатерины II. Его сыновья, Иосиф и Людвиг стали архитекторами. Поэтому, когда у Иосифа Шарлеманя родился сын Адольф, судьба его была предопределена - после получения общего образования в  училище при Санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра он поступил в 1848 году в Академию художеств, где занимался исторической и батальной живописью в классах Ф. А. Бруни и Б. П. Виллевальде.
Учился Шарлемань весьма успешно, получая многочисленные награды. В 1851 году - малая серебряная медаль за картину "Кавалергарды в Красном Селе". В 1852 году его "Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в Аустерлицком сражении" получил большую серебряную медаль. В 1853 году за "Эпизод из Венгерской кампании 1848 года" Шарлемань награжден малой золотой медалью. А в 1855 году Шарлемань пишет картину "Суворов на перевале Сен-Готард", за которую получает большую золотая медаль и право на пенсионерскую поездку за границу:


Во время поездки, в Мюнхене он пишет картины "Торжественная встреча Суворова в Милане в 1799 году"


и "Последний ночлег Суворова в Швейцарии" (за которую он в 1859-м году получил звание академика): 


После возвращения в 1861-м году в Россию, Шарлемань пишет образа для католических церквей, плафоны в особняках, занимается исторической и батальной живописью.

 "Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы. 1877 год".

 "Петр II в Петергофе".
А в 1862-м году, "по случаю предстоящей необходимости ремонтировать доски, употребляемые на Карточной фабрике для печатания фигур на игральных картах", Шарлеманю, а также художникам А. Е. Бейдеману, М. О. Микешину были заказаны рисунки для карт. Хотя император, которому эти рисунки были представлены для утверждения, и наложил на них резолюцию:"Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки", "Атласные" карты Шарлеманя пошли в серию.
Менее известно, что в производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя:

 

 

 

 
Еще два набора карт - игральные

 

 

 


и пасьянсные

 

 

 

 
так и не были реализованы

История, Искусство

Previous post Next post
Up