Среди иноверческих общин Петербурга самой влиятельной, безусловно, была немецкая. И особую роль в жизни немецкой общины играла "Петрикирхе" - церковь святых апостолов Петра и Павла. Так она выглядит в наши дни и в начале прошлого века:
Первоначально лютеране собирались для молитвы в доме адмирала Крюйса, а в 1708 году на территории усадьбы адмирала Крюйса была построена лютеранская кирха. Строил ее голландский мастер Вильгельм Ковенховен. Как писал датский посол Юст Юль: "Вице-адмирал Крюйс построил в Петербурге лютеранскую церковь в виде креста из одних бревен, как строят дома в Норвегии и почти во всей России". Церковь имела увенчанную шпилем башенку. Поскольку колокольни у церкви не было, то сигналом для созыва прихожан служил вице-адмиральский флаг, поднимаемый на шпиль церкви.
В 1710-м году церковь была передана в собственность протестантской общины, а в 1720-м году она была перестроена в камне (возможно, проект перестройки разработал архитектор Н.-Ф. Гербель, строивший для адмирала Крюйса каменный дом). В 1737 году первая лютеранская церковь города была уничтожена пожаром.
В 1727 году один из лидеров лютеранской общины граф Кристоф Буркхард Миних обратился к Петру II с прошением отвести "участок 50 на 100 саженей на большом свободном месте с кустами за Зеленым мостом, по левую сторону перспективной дороги, за двором генерала-майора Лефорта" для размещения церкви, школы и пастората. Благодаря поддержке Остермана через несколько дней был дан положительный ответ на прошение.
Автором церкви, построенной в 1728-1730 годах стал сам Миних (вероятно, при участии Доменико Трезини). 25 июня (14 июня по старому стилю) 1730 года церковь была освящена во имя апостолов Петра и Павла. В зале церкви могло разместиться около 1000 человек (плюс пятьсот человек на хорах). В 1737 году в церкви был установлен орган, изготовленный в Митаве, а в 1738 году была завершена окончательная отделка здания.
В 1735 году перед церковью были построены два деревянных флигеля на каменных фундаментах. Они выходили на красную линию Невского проспекта и предназначались для школы и дома пастора. В 1746-48 и 1750-52 годах они были заменены на каменные двухэтажные дома по проекту архитектора К. Кемпфа, а деревянные дома были перенесены вглубь участка.
В 1760-м году церковный совет постановил построить новое здание для приходской школы, для которой отвели место на главной оси участка за апсидной частью церкви. Здание было построено в 1762 году по проекту рижского архитектора Мартина Людвига Гофмана и открылось для занятий в феврале 1763 года.
Здание Петришуле многократно перестраивалось и надстраивалось.
В 1799 году архитектор Д. Феррари надстроил боковые крылья третьим этажом, в 1876-1877 годах. архитекторы А. Х. Пель и Ю. Ф. Бруни надстроили четвертый этаж, а в 1913-1915 годах здание расширено и перестроено архитектором В. Э. Коллинсом.
Однако даже после всех перестроек оно сохранило свой барочный характер.
В этой школе учились архитекторы К. И. Росси, Н. Л. Бенуа, Л. Л. Бонштедт, М. Е. Месмахер, А. Х. Пель, А. И. Кракау, Д. И. Гримм, Р. А. Гедике, В. И. Шауб, В. В. Шауб, К. К. Шмидт, композитор М. П. Мусоргский, банкир А. Г. Елисеев.
В 1792-94 годах двор участка замыкается со стороны Большой Конюшенной улицы, а в 1817-1819 годах - со стороны Малой Конюшенной улицы.
С 1815-м года церковным советом поднимается вопрос о перестройке церкви, для приведения ее облика в соответствии с окружающими зданиями. А начиная с июня 1827 года вопрос этот стал регулярно обсуждаться руководством общины. При этом рассматривались два варианта решения - перестройка существующего здания храма или снос старого и возведение нового на его месте. Последним детально проработанным предложением по перестройке храма был проект Д. Ф. Адамини.
Параллельно, в 1828 году, новый проект церкви был заказан архитектору В. А. Глинке. В мае 1829 года патрон церкви граф К. Опперман предложил совету строить здание по чертежам, составленным Глинкой и дополненным А. Е. Штаубертом и А. А. Михайловым. В апреле 1830 года проект был утвержден Николаем I.
Одновременно архитектору Е. Т. Цолликоферу поручили проектирование и строительство двух угловых доходных домов церкви у Невского проспекта (№22/14 и №24/9). Общая стоимость работ первоначально оценивалась в 1 052 700 рублей (из них 600 000 рублей были выданы российским правительством в качестве займа). В июне 1830 года на углу Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы, на месте разобранного здания была произведена закладка трехэтажного доходного дома (завершен в 1832-м году),
а в июне 1831 года началось возведение второго симметричного флигеля на углу Малой Конюшенной улицы (завершен в 1833 году).
Большинство жилых и торговых помещений в этих домах было сдано в наем еще до окончания строительства и приносило значительный доход (98 700 рублей в год ассигнациями). В этих домах располагались книжная лавка Смирдина и первое русское кафе "Доминик".
В 1910-1911 годах эти дома были надстроены двумя этажами архитектором В. Э. Коллинсом.
Одновременно, со стороны двора строятся одноэтажные дворовые флигели, украшенные "пилястрами и трехчетвертными колоннами тосканского ордера".
Их окончательная отделка была произведена в 1838 году.
Флигели завершают формирование дворовой площади вокруг церкви:
В ноябре 1831 года в связи с большим объемом работ по строительству доходных домов, строительный комитет решил отложить сооружение церковного здания. Полученный резерв времени был использован для расширения круга проектантов. К октябрю 1832 года было представлено семь новых проектов:
А. Ф. Криха,
А. П. Брюллова, П. П. Жако, Е. Ф. Паскаля (два проекта), Е. Т. Цолликофера (также два проекта). В апреле 1833 года новый патрон церкви Георг фон Вилламов представил на высочайшее одобрение три проекта - Паскаля, Жако и Брюллова. Окончательное утверждение получил проект А. П. Брюллова.
При разработке проекта в качестве прототипов Брюллов рассматривал целый ряд известных европейских романских и готических церквей.
Не исключено и влияние работ немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля, особенно его проекта церкви в селении Штраупиц.
В первоначальном варианте проекта Брюллова двусветный зал церкви был разделен двухъярусными колоннадами (ионический ордер внизу, коринфский - наверху) на центральный и боковые нефы с галереей. Сверху зал накрывало плоское перекрытие по деревянным стропильным фермам.
Но летом 1833 года в проект Брюллова были внесены существенные изменения. При сохранении внешнего облика был изменен интерьер. Двухъярусную колоннаду и плоское покрытие зала сменили кирпичные крестовые своды, опирающиеся на две пары отдельно стоящих гранитных пилонов и две пары полупилонов у торцевых стен. Деревянные балочные конструкции ярусов галерей в пролетах между пилонами поддерживали легкие чугунные колонны.
В апреле 1833 года, еще до окончательного выбора проекта, церковный совет принял решение о разборе старой церкви. А 24 августа 1833 года состоялась закладка нового храма. Строительство шло вплоть до 1838 года, руководил работами архитектор Е. Т. Цолликофер. По его инициативе было внесено изменение в проект (согласованное с Брюлловым) - четыре центральных пилона были выложены не из кирпича, а их гранита, что позволило уменьшить их сечение.
Аркаду лоджии главного фасада украсили изображения евангелистов, выполненные скульптором Т.-Н. Жаком.
Над аттиком между башнями расположилась фигура коленопреклоненного ангела с крестом в руках, выполненная скульптором И. Германом.
А главным скульптурным украшением здания стали статуи апостолов Петра и Павла, выполненные в Италии по моделям скульптора Б. Торвальдсена.
Позади скульптур расположены светильники из кованного железа.
Главным украшением внутреннего пространства храма стала картина К. П. Брюллова "Распятие", помещенная в алтаре. Ниже нее расположилась картина "Христос с неверующим Фомой", перенесенная из старого здания церкви и приписывавшаяся кисти Гольбейна. По бокам от нее расположились медальоны с головами апостолов Петра и Павла, так же написанные Брюлловым.
Церковь была освящена 31 октября 1838 года. В торжестве участвовало все евангелическое духовенство Петербурга - 23 пастора, а также строительство. Общая сумма расходов составила 773 020 рублей.
В 1840-м году в здании церкви был установлен орган (для его размещения необходимые перестройки были осуществлены Е. Т. Цолликофером).
В соответствии с проектом арочный портал вестибюля был открытым, без дверного заполнения. Но подобное решение не соответствовало питерскому климату, и в 1851 году притвор преобразовали в вестибюль и закрыли массивной дверью, изготовленной по рисунку архитектора Г. А. Боссе.
Еще в конце 1835 года, после возведения стен здания под карниз, в продольной стене над одним из арочных окон появилась трещина шириной в четверть дюйма. И Брюллов и Цолликофер объясняли появление трещин неравномерностью осадки, экспертиза пришла к выводу, что трещины не представляют опасности для общей устойчивости здания.
В ноябре 1848 года специальная комиссия в составе архитекторов А. И, Штакеншнейдера, П. С. Плавова и А. Х. Пеля пришла к выводу, что осадки и связанное с ними трещинообразование в продольных стенах приостановилось.
В 1881 году совет церкви обратился к профессору Р. Б. Бернгарду с просьбой обследовать состояние вновь появившихся в сводах и стенах здания трещин. По результатам обследования Бернгард пришел к выводу, что первоначальный проект был разработан с ошибками, из-за которых здание должно было рухнуть вскоре после его возведения. К счастью, случайное благоприятное сочетание действующих усилий спасло храм.
Для исправления подобной ситуации, в соответствии с рекомендацией Бернгарда, в мае-июне 1883 года под руководством архитекторов А. И. Кракау и И. А. Стефаница были установлены две железные связи. Тогда же старые деревянные стропила "нерациональной конструкции" заменили стальными фермами.
В 1895-1897 году здание было заново отделано изнутри по проекту архитектора М. Е. Месмахера.
Церковь была закрыта в 1938 году.
Часть предметов отделки и утварь были переданы в Русский музей и Эрмитаж. Само здание первоначально использовалось для демонстрации панорамы "Северный полюс",
а с 1939 года здесь располагался склад театра Ленгосэстрады.
Здание сильно пострадало в годы Блокады, после войны использовалось как продуктовый склад и к 1955 году находилось в плачевном состоянии.
В 1955 году исполком Городского совета принял решение о перестройке церкви под размещение бассейна. Проект перестройки разработал архитектор А. П. Изоитко.
Работы велись в 1958-1963 годах.
В 1993 году здание церкви вернули Лютеранской церкви. По причине ограниченности средств, ванну бассейна убирать не стали, а новый пол был настелен поверх бассейна, уровень которого на три метра превышал прежний уровень пола. Были также сохранены и трибуны.
16 сентября 1999 года церковь была вновь освящена.
А 30 сентября 1999 года во дворе церкви открыт памятник Гете (скульптор Л. К. Лазарев, архитектор Е. Е. Лазарева).