Мысли вслух...

Apr 21, 2009 13:28


Вчера в ЖЖ зашел разговор на тему 9 мая. И собеседник мой высказал следующее утверждение:
«Та Победа была огромной радостью, но в историческом аспекте не принесла победителям ничего (в отличие от поверженных, кстати). Пиррова победа.
<…>
В побежденной Германии довольно быстро возродилась ЖИЗНЬ, смотрите статистику жизненного уровня.
<…>
Вопрос в том, ЧТО принесла победа победителям и что она же принесла побежденным?»

Подобные разговоры звучат довольно часто, но обычно подобную точку зрения защищают люди, не отличающиеся умом и сообразительностью. Однако в данном случае ее высказал человек, которого я уважаю. А потому я решил не ограничиваться комментарием в его ЖЖ, а высказаться более подробно.

Для начала вспомним, какие именно цели преследовал СССР в Великой Отечественной войне. Цели эти не заключались в захвате чужих территорий или распространении коммунизма. Хотя среди плодов победы были и территории, и расширение влияния СССР в Европе и Азии, позволившее в итоге создать «социалистический лагерь», не они были главной целью войны для СССР (с тем же успехом можно заявить, что целью войны было ознакомление с западными технологиями, полученными в качестве трофеев и по ленд-лизу). Главной же целью, с которой СССР начал войну (вместо того, чтобы дружно капитулировать) было выживание народов нашей страны, выживание как физическое, так и культурное.

Планы немцев, которые были бы реализованы в случае победы (а частично начали реализовываться и во время войны) широко известны. Напомню только, что согласно показаниям обергруппенфюрера СС фон‑дем Бах‑Зелевски планировалось уничтожить 30 миллионов советских граждан. Чуть позднее фельдмаршал Герд фон Рундштедт заявил: «Мы должны уничтожить по меньшей мере одну треть населения присоединенных территорий». Десятки миллионов людей сознательно обрекались на голодную смерть. Директива экономического штаба «Ост» гласила:«Выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие - прекращение снабжения всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры - Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут или будут вынуждены переселиться в Сибирь. Попытки спасти это население от голодной смерти путем отправки туда излишков из черноземной зоны могут быть осуществлены только за счет ухудшения снабжения Европы. Они могут подорвать возможность Германии продержаться в войне и ослабить блокадную прочность Германии и Европы. По этому вопросу должна быть абсолютная ясность».

Помимо геноцида физического, планировался и геноцид культурный. Как заявлял сам Гитлер, «Мы не будем жить в русских городах и предоставим им возможность разваливаться на куски без нашего вмешательства. И самое главное, никакого сожаления по этому поводу! Мы не собираемся быть для них няньками; по отношению к этим людям мы не берем на себя никаких обязательств. Воевать с лачугами, уничтожать блох, поставлять немецких учителей, издавать газеты - это слишком мелко для нас! Мы, возможно, ограничимся тем, что установим радиопередатчики под своим контролем. А в остальном обучим их лишь до уровня, чтоб они понимали наши дорожные знаки…». Так что никакой русской науки, русской литературы, русской культуры не существовало бы вовсе (кстати, уничтожению подлежала культура не только русская, но и польская, латышская, литовская, эстонская культуры). Следовательно, победи нацисты, сам факт того, что сейчас я пишу в Интернете на русском языке, превратился бы в фантастику.

И наконец, поскольку сам я живу в Петербурге и часто пишу в ЖЖ о его истории и архитектуре, не могу не упомянуть и тот факт, что в случае победы нацистов писать было бы не о чем. Один из красивейших городов мира, Петербург подлежал физическому уничтожению.

Сейчас многие ругают победу в войне, сравнивая жизненный уровень в послевоенных Германии и России. Безусловно, средний россиянин живет заметно хуже среднего немца (о большинстве ветеранов войны с обеих сторон я и не говорю). Но возникает один резонный вопрос: а какое отношение это имеет к победе в войне? Люди, утверждающих это, чертовски напоминают героя старого анекдота, ругающего Романовых, которые «триста лет правили, а не могли накопить, чтобы хотя бы на семьдесят лет хватило». Уровень жизни в послевоенной стране зависит от множества факторов. Можно при обсуждении этого вопроса говорить о том, что капитализм показал себя в управлении экономикой эффективнее социализма, но не стоит забывать и о таких «мелочах», как гораздо более низкий уровень благосостояния населения до войны, значительную внешнюю финансовую помощь Германии, которой СССР был лишен, необходимость значительных экономических затрат на ведение «Холодной войны», которую развязал, все-таки, не СССР. Сама победа в войне если и играет роль, то не слишком значимую (тем более, что никто в СССР не ставил целью войны, чтобы жизненный уровень в Германии был ниже, чем в России).

Можно, разумеется, обсуждать, мог ли СССР воевать лучше и эффективнее, но не нужно забывать, как это часто делают сейчас, что СССР не мог спрятаться за «противотанковым рвом» Ла-Манша или Атлантического океана и вступить в дело основными силами только тогда, когда основная мощь Германии уже была подорвана на Восточном фронте. Не нужно забывать и о том, что против нас выступала величайшая армия своего времени, имевшая огромный боевой опыт, с отлаженными организационными структурами, на пике своей формы легко громившая все другие армии. Вспомним и о технологическом отставании нашей промышленности от промышленности Германии, об отставании в уровне образования населения, об отставании в квалификации рабочих, только что пришедших на завод из деревни. Учитывая все эти факторы, трудно не прийти к выводу, что вряд ли можно было достичь победы сильно меньшей ценой.

Таким образом, на вопрос, что именно принесла победа победителям, ответ будет прост - жизнь. Жизнь нации, жизнь биологическая, жизнь духовная. Любая цена, заплаченная за победу в этой войне, была приемлемой просто потому, что альтернатива ей была гораздо страшнее.

Политика и общество, Война, История

Previous post Next post
Up