Петербург-Ленинград. Фабрика "Красное знамя". 1895-1929.

Apr 21, 2009 10:44

На Петроградской стороне большую территорию между улицами Красного курсанта, Корпусной и Большой Разночинной занимают цеха фабрики "Красное знамя". Строились они в разное время и представляют собой самые разные стили - кирпичный, модерн, конструктивизм.





История фабрики начинается с 1855 года, когда французский купец Иван Осипович Натус открыл на Гончарной улице маленькую трикотажно-чулочную мастерскую. В 1862 году производство переместилось на набережную реки Ждановки у Малого Петровского моста, а в 1866 году эту мастерскую приобрел немец Фридрих-Вильгельм Керстен.


Керстен вложил средства в строительство еще одной мастерской на набережной Лиговского канала, а в 1870 году продукция ткацкой чулочно-носочной фабрики Керстена была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге. Презентация предприятия прошла с большим успехом, всех поразил широкий ассортимент продукции: шерстяные и хлопчатобумажные чулки, перчатки, фуфайки, пиджаки, рубашки, шаровары, кофты, юбки, безрукавки, брюки, платья, гамаши, шарфы. Керстен получил медаль выставки и звание потомственного почетного гражданина. После этого дела фабрики пошли в гору. Производство развивалось в двух направлениях: фабрика и надомничество. Фирменной маркой предприятия стало изображение трудолюбивой пчелы.


В 1871 году предприятие Керстена начинает новый бизнес-проект - открывается первая в России механическая паровая прачечная. Нововведение это не пользуется большим успехом у жителей города, которые предпочитают, чтобы белье им стирали по старинке - вручную. Но Керстен совершает блестящий ход и начинает обслуживание военно-учебных заведений, которым выгоднее и удобнее было иметь дело с одним крупным предприятием, чем оплачивать множество мелких счетов. Для удобства работы механическая прачечная, красильня и мастерская починки белья переехали поближе к клиентам на Петербургскую сторону. Через год было арендовано еще одно помещение на Большой Спасской улице. Постепенно Керстен сосредоточил здесь все свои разбросанные по городу предприятия.
Постепенно «Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика и прачечная военно-учебных заведений на Большой Спасской» стала самым крупным и механизированным предприятием трикотажной промышленности страны. Оборудование для нее приобреталось за границей, широко применялись разделение труда и рационализация производства. Параллельно фабрика проникла в еще одну область производства, наладив оптовые поставки технического трикотажа крупным предприятиям резиновой промышленности - петербургскому «Треугольнику», московскому «Богатырю», рижскому «Проводнику».
В 1895 году архитектор А. И. Аккерман строит новое здание фабрики на углу Корпусной улицы и улицы Красного курсанта.


Новую фабрику вводили в строй постепенно, не прекращая работу на старой.


Промышленный кризис 1901-1903 годов практически не затронул предприятие, ставшее монополистом на российском рынке. Фабрика обслуживала военное и морское ведомства, поставляла технический трикотаж, ее продукция была известна по всей Европе. В 1904 году на фабрике и в прачечной было 360 машин.
Фабрика продолжает расширяться.



Архитектор С. П. Кондратьев в 1902-1910 годах надстраивает и расширяет ее корпуса:



А в 1911 году все тот же Кондратьев строит доходный дом "Керстена", в котором одновременно размещается заводоуправление.





Здание это строится в популярном в те годы стиле модерн.






Своим внешним видом оно резко выделяется среди окружающих домов.






Накануне Первой мировой войны на фабрике было около 700 машин, предприятие оценивалось в 3 млн 150 тысяч руб. Заказчиком стала даже Государственная дума, а 70% всей продукции составляли военные заказы.






Фабрика имела связь с 184 торговыми фирмами в 81 городе России.






Фирма занимала 40% трикотажного рынка России, на фабрике трудилось более 50% от общего числа работников отрасли.



Последними из цехов, построенных до 1917 года стали производственный корпус и склад.



Построены они были в 1914-1915 годах. Их автор - известный архитектор М. С. Лялевич.


В 1917-м году тогдашние владельцы фабрики продали свои акции финнам и эмигрировали. В 1919-м году фабрику национализировали, а в 1922-м - переименовали в "Красное знамя".
В 1925 году принимается решение о расширении фабрики. Трест Ленинградтекстиль дает заказ на разработку проекта знаменитому немецкому архитектору Эриху Мендельсону. Работы его часто публиковались в архитектурной прессе 1920-х гг, он был хорошо известен как автор незаурядных промышленных зданий. К тому же Мендельсон сочувственно относился к СССР, являясь членом архитектурной секции Общества друзей Новой России. Совместно с инженерами Саломонсеном и Лаазером он в короткие сроки разрабатывает проект фабрики. Внутренний двор фабрики он расположил на двух уровнях: на первом размещались склады и подсобные помещения, туда направлялся транспорт, а рабочие должны были идти к цехам по "второму двору", расположенному на три метра выше. Два красильных и отбельный цеха - одноэтажные здания с трапециевидными вентиляционными шахтами - располагались во дворе параллельными корпусами. Для заводоуправления планировалась десятиэтажная башня с заводскими часами, видными с любого места фабрики. На угол автор вывел выразительную в композиционном отношении постройку - силовую подстанцию.



В 1925 году Мендельсон привез в Ленинград в 1925 г. предварительный проект, состоявший из генплана, нескольких вариантов и модели. И в архитектурной среде Ленинграда грянула буря. Всеобщее (и , пожалуй справедливое) недовольство вызывало волюнтаристское решение руководства треста, выдавшего крупный заказ без объявления конкурса. Щусев, Серк и др. высказывали недоумение по отношению к этому вопросу. Щусев упомянул об этом, в частности, в своей статье "О првлечении иностранных специалистов к строительству в СССР", которая вышла в свет в журнале "Строительная промышленность". Отмечалось также, что "целесообразнее было бы командировать на затраченные средства наших инженеров за границу, а затем широко их использовать в новом строительстве".
Не меньше вопросов вызывали и архитектурные достоинства проекта, расколовшие Ленинградских архитекторов на два лагеря. О них велись бурные споры с использованием самых разных аргументов (вплоть до сочинения частушек). В то время, как одни именовали проект "нездоровым порождением архитектурной мысли", другие горячо поддерживали его, считая "классическим выражением современной архитектуры".
Тем не менее, проект был одобрен и принят к дальнейшей разработке. Рабочие чертежи выполнили И. А. Претро и С. И. Овсянников, а строительство началось в июне 1926 г. под руководством инженера Е. А. Третьякова. К сожалению, на этом этапе проект был сильно упрощен и удешевлен (что, впрочем, неудивительно, если учесть тогдашнюю ситуацию в строительной индустрии СССР), а качество работ было традиционно низким. В придачу, проект по прежнему подвергался жесткой критике в советской печати (что сильно обидело Мендельсона). В результате, он в 1927 году отказался сперва от авторского надзора, а затем и от авторства проекта (в перечне работ он датировал этот проект 1925 годом - начальной стадией разработки).
Цеха строились в две очереди. Строительство первой из них завершилось в 1928-1929 годах установкой оборудования, закупленного в Германии. Вторая очередь зданий была построена в середине 30-х годов.
Из цехов, окружавших внутренний двор, наиболее близко к задуманному Мендельсоном выстроен главный трикотажный цех (на первом снимке он находится на заднем плане):












Более сильно "пострадали" внутридворовые цеха. Из трех вентиляционных шахт была возведена только одна (причем не из железобетона, а из дерева):


А вскоре и она была демонтирована.






Но подлинной жемчужиной комплекса стала силовая подстанция, реализованная в полном соответствии с проектом Мендельсона.






Популярность этого здания была так велика, что в 30-е годы оно украшало собой обложку путеводителя по Ленинграду.






Мендельсон сравнивал здание подстанции с "кораблем, влекущим за собой все производство".



Образ здания задан угловыми объемами, в которых содержатся сооружения по очистке воды (отстойники, фильтры, насосная станция).






Верхний объем, подчеркнутый тягами, содержит водонапорный бак.





Перед зданием стоит стелла, напоминающая о том, что именно при фабрике "Красное знамя", в 1923 году был создан первый пионерский отряд.


 

Дореволюционная архитектура, Претро И. А., Мендельсон Э., Петербург, Советская архитектура, Овсянников С.О., Кондратьев С. П., Аккерман А. И., История, Памятники гор.скульптура мем.доски, Лялевич М. С.

Previous post Next post
Up