Вновь вернемся к теме художественных выставок в Москве. Как чаще всего и бывает, в эту поездку я посетил Третьяковскую галерею. Правда, если в прошлый раз я ходил в Лаврушинский переулок, в этот раз - на Крымский вал, где открылась большая временная выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI". Посвящена она была (как явствует из названия) творчеству представителей династии Васнецовых - Виктора Васнецова, его брата Аполлинария и его внука Андрея.
Виктор Васнецов в особом представлении не нуждается, благо такие его работы, как "Богатыри", "Аленушка" и "Иван-царевич на сером волке" являются хрестоматийными. Лично у меня с творчеством этого художника отношения довольно сложные. Художественный вкус мой воспитывал мой покойный отец, с детства водивший меня в музеи, а он Васнецова не любил. Поэтому по инерции я относился к Васнецову с некоторым пренебрежением. Однако в последнее время я стал свою точку зрения на него пересматривать (тем более, что за последнее время мне удалось ознакомиться с работами Васнецова довольно хорошо), и хоть любимым моим художником он не стал (из всех Васнецовых я по прежнему больше всего люблю Юрия Васнецова), но отношусь к нему я теперь с большим уважением.
Вообще говоря, с Васнецовым в советское время случился забавный парадокс: пропагандировалась, пожалуй, наиболее слабая часть его наследия. Дело в том, что более всего в народе известны его полотна на сказочную тематику, причем и среди этих полотен наиболее известны самые слабые, такие как "Аленушка":
Картина эта, на мой взгляд просто скучная, и в этом смысле куда симпатичнее у Васнецова получился эскиз к ней, также представленный на выставке:
"Иван-царевич на сером волке" по живописи интереснее. Однако когда я смотрел это полотно в натуре, меня не оставляло ощущение конфликта между натуралистично написанным волком и откровенно сказочным Иваном-царевичем с царевной. Вот совершенно они вместе не стыкуются.
А вот "Богатыри" меня как раз порадовали. Поскольку полотно большое, то в репродукции оно сильно теряет и гораздо скучнее, чем на самом деле.
"Витязь на распутье" тоже, пожалуй, скучноват.
Однако самые интересные работы из "сказочной" серии вообще мало публикуются. Особенно хороша "Баба-яга" - этакий хоррор конца XIX века:
Очень мне понравилась по композиции и "Царевна Несмеяна":
Кстати, в ней очень любопытны изображения фресок на стенах палаты:
Еще одна сказка - "Царевна-лягушка":
"Один в поле воин"
"Сирин и Алконост":
Тут уже не сказочная, а историческая тематика. "Царь Иван Васильевич Грозный" - картина из учебника истории для младшей школы (в старших классах обычно приводили парсуну Ивана Грозного, правда недавно выяснилось, что парсуна эта - подделка, так что достоверность ее примерно такая же, как и у Васнецова)
"Боярышня":
Значительную часть выставки составляли портреты. И надо признать, Васнецов хороший портретист (хоть и не Врубель или Серов, но вполне на уровне того же Репина). Правда писал он в основном членов семьи и знакомых:
Автопортрет:
Его жена Александра:
Дети. Старшая дочь Татьяна:
И сын Всеволод:
Портрет Аполлинария Васнецова:
Татьяна Васнецова, жена Аполлинария:
Портрет Елены Праховой:
Елизавета Мамонтова, жена известного мецената Саввы Мамонтова
Ее дочери Татьяна:
И Вера:
"В костюме скомороха" (нарисована горничная Даша, служившая в доме Мамонтовых, костюм же был сделан для постановки оперы "Снегурочка" в мамонтовском домашнем театре):
Однако самая интересная и важная часть наследия Васнецова - религиозная живопись (по понятным причинам эти работы в советское время хоть и не замалчивали, но особо и не педалировали в отличии от сказок). На выставке для этих работ выделен отдельный зал.:
Интересный серафим - в отличии от канонического изображения это не голова с крылышками, а человек с шестью крылами:
Особенно я иззавидовался тому, что зал этот двухэтажный и большие работы можно рассматривать с балкона, что очень удобно:
Тем не менее, надо признать, что самых интересных работ Васнецова в области религиозной живописи на выставке почему-то нет (возможно, не хватило места). Это эскизы для церкви в Гусе Мальцовском (ныне Гусь-Хрустальный), которые
хранятся у нас в Питере в Музее истории религии.
От Виктора Васнецова плавно перейдем к Аполлинарию. Работ его на выставке представлено меньше, впрочем и как художник он заметно слабее Виктора. Наиболее интересны в его наследии виды-"реконструкции" старинной Москвы:
Много он писал и пейзажей, однако с ними проблема - своего лица у Аполлинария нет, в разных работах он похож на многих, где-то на Левитана, где-то на Рериха и т.п.
А вот кто из семейства стал для меня сюрпризом - так это Андрей Васнецов. Имени этого я прежде не слышал и, естественно, предполагал, что особых достоинств у него как у художника кроме фамилии нет. Однако работы его в духе "Сурового стиля" оказались очень интересными и нам с женой сильно понравились.
Натюрморты чем-то напоминают Моранди:
В целом, выставка получилась очень интересная (даже странно, что на нее нет очередей), так что всем рекомендую, благо она работает до 4 ноября.