Вновь вернемся в Стамбул. Из всех посещенных мной музеев города (если не считать музеями памятники архитектуры), самое сильное эстетическое впечатление на меня произвел Археологический музей. Он не очень велик (его экспозицию можно подробно и спокойно осмотреть часа за полтора), но экспонаты в нем совершенно классные. Именно ему и будет посвящен сегодняшний пост.
Во дворе музея разместился большой лапидарий:
Няшные котеги:
Среди каменных котегов бродят и живые (впрочем, в Стамбуле
котеги - неотъемлемая часть ландшафта):
Надгробие центуриона Секста Вибия Галла. На одной стороне - боевая сцена (вероятно, изображающая подвиги этого центуриона):
На другой стороне - изображение части его иконостаса (согласно надписи, иконостас был большой: торквесы (ожерелья), армиллы (браслеты), наградные бляхи-фалеры и разные венки: три венка за вхождение первым на стену вражеской крепости, два венка за взятие вала, один золотой венок, а также пять копий и два знамени, тоже служивших наградными знаками). Правда, помер он, судя по всему, в одиночестве (памятник ему ставил его вольноотпущеник):
Эта Медуза, похоже, сестра тех, что работают подставками колонн в
Цистерне Базилике:
Порфировые саркофаги. Между прочим, очень понтовая вещь. Именно в таких полагалось хоронить императоров, соответственно Теодорих, старательно косплеивший Рим, тоже хотел себе порфировый саркофаг. Однако к его временам технология обработки порфира была утрачена. К счастью, где-то удалось притырить порфировую ванну. Правда, краешек у ней отколот, но все-таки порфир.
В ней его и похоронили.
И обычные мраморные саркофаги:
Теперь заходим внутрь. У входа нас встречает статуя божества, которого тут именуют Бес. В Египте действительно были такие боги-хранители очага, однако они были карликами, а тут статуя здоровенная (возможно, это увеличенная модель Беса):
Эллинская архаика:
Персы:
Классическая Греция:
Гермафродит:
Архитектурные детали:
Римская империя:
Император Адриан подавляет варваров своим моральным авторитетом (и немного ногой):
Эллинизм.
Гигантомахия:
Очень интересная статуя богини Тюхе, сохранившая следы раскраски. Вообще, вся она какая-то очень барочная:
Греческая керамика:
Расписные саркофаги:
Голова змеи. Колонна из трех сплетенных друг с другом змей стоит сейчас на территории бывшего ипподрома (ее я покажу позднее). Однако головы у змей отсутствуют и только одна из них хранится в музее:
Однако самая впечатляющая часть экспозиции - несколько великолепных саркофагов. Самый роскошный из них, так называемый "Саркофаг Александра", который украшают сцены подвигов Александра Македонского. На самом деле он, скорее всего, был создан для царя Сидона Абдалонима в последней трети IV века до нашей эры (после 332 года):
Саркофаг отлично сохранился, при этом он сохранил следы раскраски. Правда, если верить реконструкции ученых, выглядел он при этом довольно попсовенько:
Интересны и еще несколько саркофагов:
Особенно хорош вот этот с виртуозным ритмом скачущих лошадей:
В том же зале хранятся и египетские саркофаги: