Недавно я очередной раз посетил Российский этнографический музей, чтобы посмотреть свежие временные выставки и от посещения получил огромное удовольствие. Первым приятным сюрпризом стала выставка "Традиции чувашской вышивки". На ней было представлено большое количество работ советского периода, а я очень люблю раннесоветское народное искусство 20-30х годов, когда мастера-кустари пытались сочетать традиционное ремесло с советской идеологией. В результате часто получались чертовски забавные вещи вроде вот такого портрета Иосифа Виссарионовича:
Впрочем, еще забавнее оказались вот такие танки (интересно, какой именно танк держала в голове вышивальщица):
И вот такие броневички (ну тут все понятно, броневичок явно ленинский):
Еще один забавный артефакт с той же выставки - вышивка для павильона Чувашии на ВСХВ:
Другая крупная (по масштабам музея, конечно) выставка - "Путь хлеба", посвященная выращиванию хлеба, его выпечке и различным традициям, связанным с ним.
Формы для пряников:
А вот и сами пряники (вернее их гипсовые слепки-копии):
Вышивка на полотенце:
А вот этот артефакт - след очень интересной локальной традиции, существовавшей в 1880-х годах в деревнях вокруг озера Неро (на берегу которого стоит Ростов Великий). Называется он "пряница" или "сговорный пряник". Это большая коврижка из пряничного теста, на которую укрепляются фигуры (также из теста) - "барины", "барыни", "звезды", "елки", "зеркало в раме". Такой пряник жених специально покупал в Ростове и привозил в подарок невесте на сговор, проходивший в доме невесты. Невеста этот пряник делила между гостями (фигуры людей - подругам, звезды и елки - друзьям жениха, основание - всем родным по кусочку, а зеркало она сохраняла у себя). Увы, традиция эта долго не протянула, последний раз для продажи такие пряники пеклись в 1892-м году, а данная пряница - слепок с реконструкции, которую в 1926-м году специально по просьбе музейных работников испекла женщина, которая до замужества помогала отцу, у которого было свое пряничное заведение.
Игрушечная мельница:
Пряничные доски и формы:
И вновь слепки пряников:
Однако самой интересной из всех стала выставка "Буква на вещи". Собрали на нее предметы разных народов, на которых имеются надписи. Далеко не всегда они заметны сразу, как, например, на этой мужской рубашке из Армении:
Только если внимательно присмотреться к воротнику, можно заметить крохотные буквы, которые складываются в армянскую надпись ("Царь (жених) Царица (невеста) это рубашка нашего Мисака на счастливое ношение"):
Иудейские вещи - ханукальный светильник:
И чехол для свитка торы с очаровательными львами:
Украинские и русские вышивки:
На этом платке очаровательная надпись. В центре "Вышивала и подарила молодому парню девушка нашей улицы", а по краям "Веселись! Пока жизнь молодая, как цветочек весенний цветет, пока молодость еще золотая и кровь молодая кипит. И люби, если можешь любить".
Штоф с няшным Петром:
Прялки:
Сундуки:
Короб с фантастической красоты росписью крышки (мастер виртуозно вписал композицию в круг):
Забавная чашка с инициалами мастера ("ААФ" - Андрей Арефьевич Федотов) и надписью "Коту лакать" (судя по надписи, это поилка для котега):
Предметы из Финляндии:
Средняя Азия:
Керамика:
P.S. Если кого-то данные выставки заинтересовали, то стоит поторопиться с визитом в музей. "Традиции чувашской вышивки" работают только до 31 марта, а "Буква на вещи" и "Путь хлеба" и вовсе только до 17 марта.