Петербург. "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век" в Манеже. Часть 1

Oct 22, 2023 16:00

Два с половиной года назад я делал пост о выставке в Манеже "(Не) подвижность. Русская скульптура от Шубина до Матвеева", посвященной русской скульптуре XVIII - начала XX веков. А недавно Манеж продолжил тему русской скульптуры, открыв выставку "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век". Выставка начинается как раз там, где закончилась предыдущая - в начале прошлого столетия.


В этот раз она начинается еще снаружи здания. Перед входом в него выставлено несколько реконструкций несохранившихся скульптур, поставленных в соответствии с "Планом монументальной пропаганды".


Орландо Гризелли. "Софья Перовская" Памятник этот был поставлен одним из первых, вызвал бешенный скандал и через три дня был снят. Интересно, что Гризелли позднее вернулся на родину в Италию и создал "Гения фашизма" (он до сих пор стоит в Риме в Районе всемирной выставки и я в свое время ее даже снимал):


Карлис Зале. "Добролюбов". Зале впоследствии также вернулся на родину, в Латвию. Он является автором главного рижского памятника - Памятника Свободы


Леонид Шервуд (один из классиков советской скульптуры, о выставке которого я в свое время писал) "Герцен":


Теодор Залькальн. "Чернышевский". Скульптор тоже вернулся на родину в Латвию, но СССР его "догнал", так что он благополучно помер советским классиком, героем соцтруда и народным художником. ;


Михаил Блох. "Великий металлист". А вот судьба Блоха оказалась трагичной, в 1920-м году он был обвинен в шпионаже в пользу Польши (он послал с оказией в Польшу письмо к своей жене, везшего письмо арестовали, а письмо обнаружили) и расстрелян.


Сразу скажу, что выставка получилась очень большой, скульптуры как и в прошлый раз собрали из самых разных музеев (включая Музей истории религии, Военно-медицинский и Артиллерийский музеи и т.п.). А поскольку в среднем выставленные работы работы были меньше по размеру, уместилось их в экспозиции даже больше, чем в прошлый раз. У меня, правда, были отдельные замечания к отбору работ (так, например, Эрнст Неизвестный представлен всего одной "соцреалистической" работой), но тут куратор все-таки в своем праве. Так что тем, кто собирал работы для выставки - респект и уважуха.
С точки зрения оформления выставка также получилась более удачной. Хотя работы и расставлены несколько сумбурно, но освещены они в основном неплохо и фигни, когда половина работы подсвечивается направленным светом, а другая остается в темноте, практически не было, так что в целом работы можно более-менее нормально смотреть. Однако местные дебилы дизайнеры явно ощутили это решение как подавление их творческой индивидуальности, так что нанесли ответный удар, прямо у входа поставив стеллаж в три яруса, на котором разместили работы. Понятно, что те вещи, которые стояли на третьем ярусе (а там оказались и Мухина, и Голубкина, и Сморгон), нормально разглядеть было невозможно - вблизи они оказывались в очень остром ракурсе, а отойдя назад их уже было плохо видно. В качестве финального штриха эти господа установили два стационарных бинокля, чтобы третий ярус все-таки можно было хоть как-то разглядеть. Бинокля, Карл! На выставке в музее, Карл!!! Причем бинокли эти практически не наводились, так что я просто смотрел на объектив моего фотоаппарата. В общем, дизайнерская мстя удалась по полной, я добрую половину выставки ходил, посылая этим господам лучи поноса.


Итак, посмотрим некоторые работы (хотелось бы отметить, что снимал я далеко не все, поскольку многие из них я уже выкладывал в своем блоге в репортажах с других выставок).
Александр Зеленский. "Октябрь". 1929



И еще один "Октябрь", 1927-го года, но не авангардный, а неоклассический, работы Александра Матвеева ( его отливка стоит напротив БКЗ "Октябрьский"):



Евгений Ротанов. "Мадонна". 1991



Исидор Фрих-Хар. "Деревенская любовь". 1934



Очень интересная "Уходящая Русь" Александра Соловьева  конца 20-начала 30-х годов:







Матвей Харламов (автор самого старого Ленина в Петербурге). "Ленин на охоте"



Леонид Месс. "Мирный труд". 1957:






"Денежные мужики" Ивана Шадра



Борис Королев (один из первых русских скульпторов-кубистов):





Один из моих любимых современных скульпторов Дмитрий Каминкер. "Заложник (Памяти Александра Галича)":



Виктор Думанян. "Портрет С. С. Прокофьева". 1967



Евгений Вучетич. "Портрет Зои Космодемьянской".



А это явно Борис Пастернак (автора не помню, этикетка на фото вышла плохо):



Андрей Древин. "Василий Иванович Чапаев". 1965



Евгений Вольфсон:








Всеволод Лишев. "Портрет И. А. Беклемишева". 1916:



Николай Абакумцев. "Голова слепца". 1933:








Вера Мухина:






Дмитрий Шварц. "Портрет В. Е. Татлина". 1950-е






Сарра Лебедева. "Бюст Чехова к проекту памятника для Москвы". 1944-1945



Вера Мухина. "Портрет архитектора Сергея Замирайло". 1933



Матвей Харламов. "Сталин". 1936



Леонид Соков. "Сталин". 1990.



Александр Цигаль. "Николай Гумилев". 1989-1990



Анна Голубкина. "Портрет С. Т. Морозова". 1902






Лев Кербель. "Портрет Юрия Гагарина". 1962



Михаил Копылков. "Vita nova". 1981



Владимир Цивин. "Дом." 1979





Борис Свиньин. "Портрет Анатолия Николаевича (Бюрократ)". 1974:



Исидо Фрих-Хар. "Праздник" (одна из самых симпатичных работ на выставке):



Матвей Манизер. "Медный броневик Проект памятника Ленину у Финляндского вокзала". 1924  (много видел фотографий этого проекта, и сам их постил и показывал на экскурсии, но вот впервые увидел его в натуре):





Александр Архипенко. 1914



Владимир Синайский. Памятник Лассалю (очень мощная штука):





Меер Айзенштадт. "Памяти Кранаха". 1930-е





Марина Рындзюнская. "Сбор винограда". 1920-е



Беатриса Сандомирская. "Материнство". 1966



Леопольд Дитрих. "Ворошилов":



Виктор Эллонен. "Юный Киров с листовками". 1938



Хана Орлова. "Обнаженная в кресле". 1927



Макет памятника защитникам Ленинграда. 1946-47:



Моисей Вайнман. "Ожидание". 1969



Николай Андреев. "Танцовщица". 1915-1916



Пара Маяковских. Работы Александра Игнатьева:


И Евгения Вучетича. (удивительно, насколько Вучетич выглядит скучнее):



Александр Игнатьев. "Юность". 1977



Николай Силис. "Утро", "День". "Вечер". 1969



Виктор Пинчук. "Выступление Ленина с балкона особняка Кшесинской". 1957



Лев Кардашев. "Девушка"



Юрий Орехов. "Сахаров Андрей Дмитриевич". 1992



Нина Нисс-Гольдман. Владимир Уляшов. Конкурсный проект памятника Добролюбову для Большого Проспекта П. С. 1958



Виктор Корнеев. "Баланс". 1996



Алексанр Рукавишников. "богиня с птицами". 1993



Дмитрий Тугаринов. "Березка". Конец 1980-х



Вадим Сидур. "Создатель с Адамом и Евой". 1983



Абрам Малахин. Борис Каплянский. Эскиз рельефа для памятника на Пискаревском кладбище.



Любовь Холина. Конкурсный проект памятника Достоевскому. 1989



Александр Игнатьев. "В. М. Молотов"



Александр Кибальников. "Непокоренный". Конец 50-начало 60х



Леонид Эйдлин. "Н. А. Некрасов". 1964 (один из подготовительных вариантов питерского памятника)



Дмитрий Шаховской. "Свадьба". 1968



Александр Молев. "Конькобежец". 1998



Яков Троупянский. "Гоголь и бандурист". 1952



Илья Гинцбург. Модель памятника Гоголю в Сорочинцах. 1911



Вячеслав Клыков. "Аннушка". 1971-1972



Юлия Сегаль. "Микрорайон". 1976



Роберт Лотош. "Юдифь". 1993



Татьяна Соколова. "Автопортрет в платке". 1972





Сергей Меркуров. "В. И. Ленин". 1948 (одно из многочисленных повторений известной статуи, которая в большом размере стоит на канале Москва-Волга, ездила на Всемирную выставку в Нью-Йорк, и была разбита майдановцами)



Очаровательный шарж работы Николая Томского. Угадайте героя по его персонажам:
[Spoiler (click to open)]Это живописец Федор Решетников.





А вот шарж работы самого Решетникова, изображающий Кукрыниксов:



Сосланбек Тавасиев. Модель памятника Салавату Юлаеву. 1940-е



Иван Ефимов. "Чапаев":





Нина Нисс-Гольдман. "Горький". 1937



Владимир Буйначев. "Разговор". 1960-е



Матвей Манизер. Модель памятника на кладбище Памяти жертв 9-го января



Вадим Соколов. "Рабочий. Трудовая победа". 1950



Алексей Бабичев. "Сбор винограда". 1938



Ариадна Арендт. "Зоопарк". 1933



Константин Фомин. "Лесная-Цветочная". 1933



Владимир Татлин. "Рабочий Гинхука". 1925



Николай Андреев. Барельефы для постамента памятника Гоголю. 1907









Владимир Кузнецов. "Илья Муромец, попирающий змея". 1914





Юлия Свирская, Матвей Харламов. "Революция в Петрограде". 1918



Очаровательный бюст Троцкого 1924 года (интересно, как он сохранился до наших дней, ведь хранить его - это была готовая статья 58):







И еще один артефакт того же рода. Сергей Орлов, Алиса Сакс. "Генрих Ягода за картой Беломорканала". 1935







Продолжение следует...

Томский, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб, Искусство, Манизер

Previous post Next post
Up