Петербург. "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век" в Манеже. Часть 1
Oct 22, 2023 16:00
Два с половиной года назад я делал пост о выставке в Манеже "(Не) подвижность. Русская скульптура от Шубина до Матвеева", посвященной русской скульптуре XVIII - начала XX веков. А недавно Манеж продолжил тему русской скульптуры, открыв выставку "Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век". Выставка начинается как раз там, где закончилась предыдущая - в начале прошлого столетия.
В этот раз она начинается еще снаружи здания. Перед входом в него выставлено несколько реконструкций несохранившихся скульптур, поставленных в соответствии с "Планом монументальной пропаганды".
Орландо Гризелли. "Софья Перовская" Памятник этот был поставлен одним из первых, вызвал бешенный скандал и через три дня был снят. Интересно, что Гризелли позднее вернулся на родину в Италию и создал "Гения фашизма" (он до сих пор стоит в Риме в Районе всемирной выставки и я в свое время ее даже снимал):
Карлис Зале. "Добролюбов". Зале впоследствии также вернулся на родину, в Латвию. Он является автором главного рижского памятника - Памятника Свободы
Теодор Залькальн. "Чернышевский". Скульптор тоже вернулся на родину в Латвию, но СССР его "догнал", так что он благополучно помер советским классиком, героем соцтруда и народным художником. ;
Михаил Блох. "Великий металлист". А вот судьба Блоха оказалась трагичной, в 1920-м году он был обвинен в шпионаже в пользу Польши (он послал с оказией в Польшу письмо к своей жене, везшего письмо арестовали, а письмо обнаружили) и расстрелян.
Сразу скажу, что выставка получилась очень большой, скульптуры как и в прошлый раз собрали из самых разных музеев (включая Музей истории религии, Военно-медицинский и Артиллерийский музеи и т.п.). А поскольку в среднем выставленные работы работы были меньше по размеру, уместилось их в экспозиции даже больше, чем в прошлый раз. У меня, правда, были отдельные замечания к отбору работ (так, например, Эрнст Неизвестный представлен всего одной "соцреалистической" работой), но тут куратор все-таки в своем праве. Так что тем, кто собирал работы для выставки - респект и уважуха. С точки зрения оформления выставка также получилась более удачной. Хотя работы и расставлены несколько сумбурно, но освещены они в основном неплохо и фигни, когда половина работы подсвечивается направленным светом, а другая остается в темноте, практически не было, так что в целом работы можно более-менее нормально смотреть. Однако местные дебилы дизайнеры явно ощутили это решение как подавление их творческой индивидуальности, так что нанесли ответный удар, прямо у входа поставив стеллаж в три яруса, на котором разместили работы. Понятно, что те вещи, которые стояли на третьем ярусе (а там оказались и Мухина, и Голубкина, и Сморгон), нормально разглядеть было невозможно - вблизи они оказывались в очень остром ракурсе, а отойдя назад их уже было плохо видно. В качестве финального штриха эти господа установили два стационарных бинокля, чтобы третий ярус все-таки можно было хоть как-то разглядеть. Бинокля, Карл! На выставке в музее, Карл!!! Причем бинокли эти практически не наводились, так что я просто смотрел на объектив моего фотоаппарата. В общем, дизайнерская мстя удалась по полной, я добрую половину выставки ходил, посылая этим господам лучи поноса.
Итак, посмотрим некоторые работы (хотелось бы отметить, что снимал я далеко не все, поскольку многие из них я уже выкладывал в своем блоге в репортажах с других выставок). Александр Зеленский. "Октябрь". 1929
Борис Королев (один из первых русских скульпторов-кубистов):
Один из моих любимых современных скульпторов Дмитрий Каминкер. "Заложник (Памяти Александра Галича)":
Виктор Думанян. "Портрет С. С. Прокофьева". 1967
Евгений Вучетич. "Портрет Зои Космодемьянской".
А это явно Борис Пастернак (автора не помню, этикетка на фото вышла плохо):
Андрей Древин. "Василий Иванович Чапаев". 1965
Евгений Вольфсон:
Всеволод Лишев. "Портрет И. А. Беклемишева". 1916:
Николай Абакумцев. "Голова слепца". 1933:
Вера Мухина:
Дмитрий Шварц. "Портрет В. Е. Татлина". 1950-е
Сарра Лебедева. "Бюст Чехова к проекту памятника для Москвы". 1944-1945
Вера Мухина. "Портрет архитектора Сергея Замирайло". 1933
Матвей Харламов. "Сталин". 1936
Леонид Соков. "Сталин". 1990.
Александр Цигаль. "Николай Гумилев". 1989-1990
Анна Голубкина. "Портрет С. Т. Морозова". 1902
Лев Кербель. "Портрет Юрия Гагарина". 1962
Михаил Копылков. "Vita nova". 1981
Владимир Цивин. "Дом." 1979
Борис Свиньин. "Портрет Анатолия Николаевича (Бюрократ)". 1974:
Исидо Фрих-Хар. "Праздник" (одна из самых симпатичных работ на выставке):
Матвей Манизер. "Медный броневик Проект памятника Ленину у Финляндского вокзала". 1924 (много видел фотографий этого проекта, и сам их постил и показывал на экскурсии, но вот впервые увидел его в натуре):
Александр Архипенко. 1914
Владимир Синайский. Памятник Лассалю (очень мощная штука):
Меер Айзенштадт. "Памяти Кранаха". 1930-е
Марина Рындзюнская. "Сбор винограда". 1920-е
Беатриса Сандомирская. "Материнство". 1966
Леопольд Дитрих. "Ворошилов":
Виктор Эллонен. "Юный Киров с листовками". 1938
Хана Орлова. "Обнаженная в кресле". 1927
Макет памятника защитникам Ленинграда. 1946-47:
Моисей Вайнман. "Ожидание". 1969
Николай Андреев. "Танцовщица". 1915-1916
Пара Маяковских. Работы Александра Игнатьева:
И Евгения Вучетича. (удивительно, насколько Вучетич выглядит скучнее):
Александр Игнатьев. "Юность". 1977
Николай Силис. "Утро", "День". "Вечер". 1969
Виктор Пинчук. "Выступление Ленина с балкона особняка Кшесинской". 1957
Лев Кардашев. "Девушка"
Юрий Орехов. "Сахаров Андрей Дмитриевич". 1992
Нина Нисс-Гольдман. Владимир Уляшов. Конкурсный проект памятника Добролюбову для Большого Проспекта П. С. 1958
Виктор Корнеев. "Баланс". 1996
Алексанр Рукавишников. "богиня с птицами". 1993
Дмитрий Тугаринов. "Березка". Конец 1980-х
Вадим Сидур. "Создатель с Адамом и Евой". 1983
Абрам Малахин. Борис Каплянский. Эскиз рельефа для памятника на Пискаревском кладбище.
Любовь Холина. Конкурсный проект памятника Достоевскому. 1989
Александр Игнатьев. "В. М. Молотов"
Александр Кибальников. "Непокоренный". Конец 50-начало 60х
Леонид Эйдлин. "Н. А. Некрасов". 1964 (один из подготовительных вариантов питерского памятника)
Дмитрий Шаховской. "Свадьба". 1968
Александр Молев. "Конькобежец". 1998
Яков Троупянский. "Гоголь и бандурист". 1952
Илья Гинцбург. Модель памятника Гоголю в Сорочинцах. 1911
Вячеслав Клыков. "Аннушка". 1971-1972
Юлия Сегаль. "Микрорайон". 1976
Роберт Лотош. "Юдифь". 1993
Татьяна Соколова. "Автопортрет в платке". 1972
Сергей Меркуров. "В. И. Ленин". 1948 (одно из многочисленных повторений известной статуи, которая в большом размере стоит на канале Москва-Волга, ездила на Всемирную выставку в Нью-Йорк, и была разбита майдановцами)
Очаровательный шарж работы Николая Томского. Угадайте героя по его персонажам: [Spoiler (click to open)]Это живописец Федор Решетников.
А вот шарж работы самого Решетникова, изображающий Кукрыниксов:
Сосланбек Тавасиев. Модель памятника Салавату Юлаеву. 1940-е