Еще одна выставка, которую я посетил во время зимней поездки в Москву, работала в Еврейском музее. Этот выставочный проект уже демонстрировался в прошлом году в Екатеринбурге и стал печально известен в связи со скандалом, когда к работе Анны Лепорской сумасшедший охранник пририсовал глаза. Работу эту (кстати, на мой взгляд, одну из лучших в живописном наследии Лепорской), к счастью отреставрировали, и в Москве она также была представлена:
Основой выставочного проекта стала попытка показать развитие "школы Малевича" от Витебска, через ленинградский Гинхук и далее вплоть до 30-х годов.
Открывает выставку вот эта картина Роберта Фалька, изображающая Витебск:
Два автопортрета Юделя Пэна, витебского живописца, ставшего основателем местной художественной школы:
А вот работы одного из самых известных его учеников - Марка Шагала. Именно Шагал, вернувшийся в Витебск и ставший преподавать в художественной школе Пэна, пригласил в город Малевича (Малевич, кстати, Шагала вскоре выжил):
Казимир Малевич (его работ на выставке немного, основной упор сделан на творчество его учеников):
Еще один ученик Пэна (а также Малевича) Давид Якерсон:
Иван Гаврис:
Лев Юдин:
Эмма Гурович:
Илья Чашник:
Николай Суетин:
Павел Мансуров:
Работа неизвестного художника:
Дмитрий Санников:
Фарфор. Василий Кандинский:
Получашка Казимира Малевича и ваза-архитектон Николая Суетина:
И еще фарфор Суетина и Чашника:
Скульптура из природных материалов Михаила Матюшина:
Две работы Павла Филонова:
Две отличных работы знаменитого иллюстратора детской книги Юрия Васнецова (он пошел совершенно отдельным путем, но влияние авангарда сыграло весьма значимую роль в его творчестве):
И другой известный ленинградский книжный график - Валентин Курдов:
Выставку завершают "постсупрематические" работы. По выставке в это время шла экскурсия и я краем уха ее слушал. Экскурсовод объяснял, что постсупрематизм - это результат давления властей, которым не нравился супрематизм, однако когда я после выставки задал ему этот вопрос, заметив, что постсупрематические работы Малевича и его учеников также явно не удовлетворяли власти, он признал, что основной причиной появления постсупрематизма была скорее "исчерпанность" чистого супрематизма в живописи.
Сам Малевич:
Эдуард Криммер:
Константин Рождественский:
Николай Евграфов:
Ольга Ваулина:
Лве Юдин:
Павел Басманов:
Вера Ермолаева:
Анна Лепорская: