Москва. Выставки в Третьяковской галерее и Музее архитектуры.

Mar 05, 2023 16:00

Основной целью моей последней поездки в Москву были две временные выставки, проходившие в Третьяковской галерее и в Музее архитектуры. Первая из них была посвящена  Алексею Щусеву, вторая - Константину Мельникову. Собственно говоря, ради этих выставок я и ехал в Москву, а все остальное было "бесплатным приложением". Так что из музея-заповедника Измайлово я направился прямиком в Третьяковскую галерею.
Выставка Щусева не претендовала на то, чтобы полностью представить творческий путь архитектора. Фактически, на ней представлены только три проекта: Казанский вокзал, Марфо-Мариинская обитель и Щусевский корпус Третьяковской галереи. При этом значительную часть выставки представляют работы не Щусева, а других художников, которые участвовали в оформлении этих зданий. Один из примеров этого - эскизы панно "Европа" и "Азия" для ресторана Казанского вокзала работы Александра Бенуа:





Евгений Лансере. Эскиз плафона "Россия соединяет Европу и Азию" для того же самого ресторана:



Зинаида Серебрякова. Эскизы панно "Сиам", "Турция" и "Индия":







А вот и графика самого Щусева для Казанского вокзала. Проект путепровода у Казанского вокзала:


Аркада внутреннего дворика Царского павильона:


Световой дворик служебных помещений:


Интерьер башни прибытия. Архитектурная фантазия:


Интерьер вокзала. Архитектурная фантазия:


Дебаркадер:


Зал ожидания 3-го класса:





Теперь переходим к Марфо-Мариинской обители.






Проект дарохранительницы:


Эскизы Михаила Нестерова:










И крайне редкие артефакты - чертежи резьбы в натуральную величину. Обычно такие вещи не сохраняются, но тут они остались:





Однако самым интересным для меня были проекты Щусевского корпуса Третьяковской галереи.
Проект 1929-го года - чистой воды конструктивизм








А в 1933-м году Щусев возвращается к неорусскому стилю (подозреваю, что ему самому он был и более по душе, хотя и в конструктивизме он умел отлично работать, благо в конкурсе на здание Наркомзема он победил самих братьев Весниных). И надо признать, что рядом со старым зданием Третьяковки неорусский стиль смотрится более гармонично, чем конструктивизм.




И напоследок портрет самого Щусева работы Бориса Кустодиева:



В Третьяковской галерее выставка Щусева была не единственной. Очень приятной оказалась экспозиция графики Александра Иванова. Судя по всему, Третьяковка, которая обладает большой коллекцией его графики, просто выставляет ее по маленькому кусочку зараз. В этот раз были представлены его эскизы росписей для храма Христа Спасителя (так в итоге и не реализованные).












Очень интересная серия "Сотворение мира":















Из Третьяковской галереи мы поехали в Музей архитектуры. Там также проходило несколько выставок, так что Мельникова я решил оставить "на десерт" как самое "вкусное".
Одна из выставко была посвящена коллекции искусствоведа Владимира Згуры (он погиб в молодости, утонув в реке).




Представлена была довольно любопытная архитектурная графика




Наброски Доменико Жилярди:





А в конце мы пошли на Мельникова и тут меня ждал весьма неприятный сюрприз. Дело в том, что над оформлением выставки потрудились дебилы рукожопы уроды кретины креативные дизайнеры. У этих альтернативно одаренных товарищей хватило ума поставить внутри залов различные оригинальные конструкции, но вот позаботиться о нормальном освещении, отсутствии бликов на работах и просто о их расположении на уровне глаз зрителя ума уже не хватило. В результате смотреть большинство работ было просто нереально. Многие хрестоматийные вещи (как, например, перспектива здания Наркомтяжпрома) были загнаны под потолок и очень хреново освещены, другие бликовали так чильно, что рассматривать их можно было только в очень остром ракурсе. В общем, вещи были представлены чрезвычайно интересные, но посмотреть их было практически нереально, а снимать тем более. Так что я ограничился только съемкой проекта Сухаревского рынка (благо эти листы висели сравнительно удачно, а я как раз этим летом закрыл свой Мельниковский квест, посмотрев это здание):










И напоследок. эскиз эмблемы знаменитого павильона "Махорка":

Дореволюционная архитектура, Музеи, Советская архитектура, Путевые заметки, Москва и окрестности, Мельников К. С., Щусев А. В., Выставки

Previous post Next post
Up