Я уже делал два поста, посвященных гаражам, построенным по проекту архитектора Э. М. Хевелева в стиле
советского ар-деко 30-х и
сталинской неоклассики 50-х годов. А сегодня мы продолжим эту тему и посмотрим, как Хевелев совершил переход от "позднего репрессанса" к "раннему реабилитансу" и строил гаражи в эпоху хрущевского модернизма. Поэтому пост будет посвящен зданию гаража-гостиницы № 2 комбината Трудпром № 1 (Красных Зорь бульв., 26/Кибальчича ул., 2).
Под странно звучащим термином "гараж-гостиница" скрывается обычный гараж для частных автомобилей. Слово "гостиница", вероятно, означало, что частный человек может арендовать в этом гараже место для своей машины.
Появление таких зданий связано с тем, что к концу 50-х годов советская промышленность наладила достаточно массовое производство личных автомобилей, которые из роскоши, доступной лишь единицам, становились доступны более широким слоям населения.
Типовой проект такого гаража-гостиницы был разработан, вероятно, в конце 50-х годов (он уже представлен в книге Хевелева "Проектирование городских гаражей", сданной в набор 30 июля 1960-го года).
По этому проекту было построено в Ленинграде два гаража (помимо гаража на бульваре Красных зорь, носившего номер 2, был построен еще гараж на Алтайской улице, носивший номер 1), однако до наших дней дошел только один.
Интересно, что изначальный проект здания несколько отличается от реализации как по внешнему виду (остекление пандусов должно было быть прозрачным, а на главном фасаде выделяются пилоны, придающие ему более классический вид), так и по планировке (выездные ворота из здания планировались в центре фасада):
План 1-го этажа. 1 - мойка, 2 - стоянка, 3 - подсобные помещения
Гараж был рассчитан на 100 автомобилей.
В уже упомянутой книге "Проектирование городских гаражей" указано: "
Вертикальный транспорт осуществляется по двум круглым рампам, расположенным в торцах здания. В каждом из 4 этажей располагается стоянка автомобилей тупикового типа с внутренним проездом и однорядной расстановкой машин. В первом этаже отведены места для мойки, смазки и осмотра автомобилей, оборудованные специальными подъемниками. Под рампами запроектированы помещения клиентской, диспетчерской, санузла, бытовых помещений и теплоцентра. Движение автомобилей одностороннее, без встречной езды".
В настоящее время гараж этот, похоже, пустует.