Питерский календарь. 30 апреля

Apr 30, 2019 07:05

Ровно 75 лет тому назад, 30 апреля 1944 года в Соляном городке открылась уникальная выставка "Героическая оборона Ленинграда". Оформлением ее занимался один из лучших художников-оформителей СССР - Николай Суетин.

Вот что написала об этой выставке в своем дневнике поэтесса Вера Инбер:
"Хотя мне все еще трудно двигаться, все же сегодня утром решила пойти на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Я не могла перед отъездом в Москву не повидать ее.
Мы с И. Д. доехали трамваем до Лебяжьей канавки, а оттуда тихонько пошли по солнечной стороне до Соляного городка, где помещается выставка. День был чудесный: первый по-настоящему теплый день. Трудно было оторваться от прогретой солнцем зелени и войти в холодное громадное здание. У входа на каждой трофейной пушке сидело по живому ленинградскому мальчику.
Выставка очень велика, я не могла обойти ее всю. В подвальное помещение мы и вовсе не спускались. Но центральные залы осмотрели хорошо.
Мы с И. Д. мало разговаривали: кивок головы, жест, короткая фраза - и мы понимали друг друга. Почти три года жизни прошли перед нами.
Здесь было собрано все, что угрожало Ленинграду и что его спасло. В главном зале, у стены, треугольным холмом до самого потолка уложены немецкие каски. В середине зала - тяжелая немецкая артиллерия, обстреливавшая «военные объекты» Ленинграда и среди них - нашу больницу («объект» № 89). 154-миллиметровые пушки с жерлом широким, как паровозная топка. Шестиствольные минометы. «Пантеры», «тигры» и «фердинанды», окрашенные в цвета гранита, зелени и снега. Сбитый самолет с черным крестом на крыльях. Снаряды и бомбы всех видов. Морская магнитная мина, сброшенная в районе Балтийского вокзала, но, к счастью, не взорвавшаяся.
Мы встретили здесь и «нашу» бомбу, сброшенную к нам на территорию в золотой осенний день 1941 года. Под бомбой подпись: «Вес 1000 кг, диаметр - 660 миллиметров, длина - 990 миллиметров. 10 октября 1941 года ее разрядили инженер-капитан Н. Г. Лопатин и командир ополчения А. П. Ильинский».
Бомба была в полной сохранности: не хватало только куска стабилизатора, - он лежал у меня дома, в ящике стола.

Живописное панно: в ночь на 5 октября первый в истории воздухоплавания воздушный ночной таран молодого летчика Савостьянова. Сбив вражеский самолет, он спустился на парашюте. В другом зале, во всю его длину, гигантское орудие с линкора «Октябрьская революция», а рядом приподнятый над полом, как бы летящий по волнам, весь в пробоинах, торпедный катер, явивший чудеса храбрости.
19 сентября 1941 года (день, когда мы приехали на Разъезжую через несколько минут после падения бомбы) оказалось одним из самых кровавых дней блокады. Тогда было б воздушных тревог, длившихся в общей сложности 7 часов 34 минуты.
Фугасных бомб было сброшено 528.
Зажигательных - 1435.
Выпущено артиллерийских снарядов по городу - 97.
Зарегистрировано очагов поражения - 89.
Работали: 3912 команд городского МПВО, 52 команды местного МПВО, 17 дружин РОКК и 21 группа самозащиты жилых домов.
Раздел ленинградской промышленности. Она всю себя отдала фронту. Турбогенераторы здешних заводов к концу блокады шли в Комсомольск, Рубцовск, Баку, Брянск, Сталиногорск, в Донбасс - в Макеевку, Горловку, Кадиевку.
Табачная фабрика, выпускавшая до войны папиросы «Фестиваль», «Зефир», «Северную Пальмиру», парфюмерная фабрика и фабрика кефира во время блокады работали на оборону. А теперь мы снова видим в витрине духи «Белая ночь» в чуть менее нарядной упаковке и бутылочки с кефиром, но уже не молочным, а соевым.

Раздел общественного питания. Продукты и меню ленинградских столовых в дни блокады.
Корьевая мука, сметки (то есть сметенные отовсюду остатки) шли на лепешки.
Белковые дрожжи - на первые блюда.
Декстрин (технические отходы) - на оладьи, запеканки, биточки, котлеты.
Мука льняного жмыха - на вторые блюда.
Альбумин - на первые блюда.
Целлюлоза - на оладьи, запеканки, биточки, котлеты.
Гонка (отработанная деталь текстильной машины, изготовленная из свиной кожи) - на суп, студень, котлеты.
Столярный клей и мездра - тоже на студень.
На одной из полок - «осветительные приборы»: лучина, фонарь «летучая мышь», плошки, пробирки, банки, свечи.
Тут мы с И. Д. переглянулись, вспомнив эти мучительные пустотелые свечи из неизвестного состава, в которых фитиль не проходил в центре, а вылезал наружу с боков, шипя и погасая.
Но особенно долго, очень-очень долго, стояли мы перед витриной, оформленной в виде булочной. Это было окно, густо заросшее льдом, только в центре неровно оттаявшее от скупого тепла двух коптилок...
И в этом просвете весы: на одной чашке четыре малые гирьки. На другой - 125 граммов хлеба, то, что большинство ленинградцев получало с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.
Над весами, в стеклянной колбе, мука того времени И ее состав:
Мука ржаная дефектная - 50 %.
Соль- 10 %.
Жмых-10 %.
Целлюлоза - 15 %.
Соевая мука, отбойная пыль, отруби - по 5 %".

На основе этой выставки 27 января 1946 года, во вторую годовщину снятия блокады открылся Музей обороны Ленинграда. Его площадь в 40 тысяч кв. метров позволяла разместить 37654 экспоната, включая весьма и весьма крупные. Для сравнения напомню, что нынешний Музей обороны Ленинграда имеет площадь всего лишь 1,2 тысячи кв. метров, и даже с переданными от Министерства Обороны 3,5 тысячами  кв. метров будет уступать тому музею по размеру в 8 раз!
К сожалению, в 1949-м году музей был закрыт. Традиционно считается, что он стал одной из жертв "Ленинградского дела". Однако я склонен думать, что не все так просто. Ведь очень похожая судьба постигла другой музей, посвященный Великой Отечественной. В 1951-м году был закрыт музей "Свирская победа", расположенный в Лодейном поле. И возможно, закрытие Музея обороны Ленинграда было часть какого-то более сложного процесса.
Как бы то ни было, судить об экспозиции этого музея мы можем теперь только по старым фотографиям:

18 мая, в субботу состоится экскурсия "По Волковой деревне".

Главной достопримечательностью этого района города являются три кладбища - музей-некрополь "Литераторские мостки", Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища, на которых покоятся многие выдающиеся люди. Однако и кроме них в этом районе есть интересные памятники архитектуры в исполнении таких известных архитекторов, как И. И. Фомин, Ф. И. Лидваль, Ю. Ю. Бенуа, В. О. Мунц.

Мы увидим:
Школу на набережной реки Волковки - Волковское лютеранское кладбище - Волковскую купеческую богадельню - Николаевский дом призрения - Училище при Николаевском доме призрения - Лиговский народный дом графини Паниной - "Литераторские мостки" - Волковское православное кладбище.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1150129.html