Петербург. Доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе.

Feb 12, 2018 18:25

Небольшая улица Рубинштейна - одна из самых значимых в истории питерской культуры, причем значимость эта - с явным оттенком новаторства. О некоторых ее зданиях, таких как дом-коммуна "Слеза социализма" или Троицкий театр миниатюр я уже писал. А сегодня мы поговорим о доходном доме Руадзе (ул. Рубинштейна, 13), не слишком выделяющимся своим внешним видом, но отличающимся весьма богатой историей.


С 1822-го года участком, на котором располагались два строения, каменное и деревянное, владела купеческая жена Никулина. В начале 1860-х годов его покупает жена тайного советника М. Ф. Руадзе.


В 1863-1864 годах архитектор Н. П. Гребенка строит здесь доходный дом (в разных источниках его называют либо домом М. Ф. Руадзе, либо Н. П. Руадзе, вероятно, по фамилии мужа). В доме помимо жилых помещений был предусмотрен зал, который сдавался в аренду под различные общественные и культурные мероприятия.


С 1865-го года в здании располагался Петербургский клуб художников. Клуб устраивал рождественские елки для детей, на одной из которых в 1875-м году побывал Ф. М. Достоевский. Впоследствии он упоминал ее в рассказе "Мальчик у Христа на елке". Проводились здесь благотворительные елки и позднее. Вот например заметка из журнала "Огонек" 1911-го года


Также в этом доме состоялось знакомство И. Е. Репина с писателем В. М. Гаршиным, который стал моделью для картины "Иван Грозный и сын его Иван".


В 1885-м году дом приобретает жена купца II-й гильдии А. И. Павлова.


По ее заказу архитектор А. В. Иванов перестраивает здание.




Интересно сочетание бюстов - Пушкин, Гоголь, Глинка и Аполлон:


























Позднее, в 1913-м году театральный зал здания был заново переоформлен гражданским инженером И. И. Бургазалиевым.






20 февраля 1910-го года в этом здании состоялась премьера балета-пантомимы "Карнавал", поставленного М. М. Фокиным на музыку Р. Шумана.
М. П. Бобышов. "Арлекин и Коломбина. Балет "Карнавал".  1915 год



М. П. Бобышов. "Михаил Фокин в балете "Карнавал". 1918


Оформлял спектакль Л. С. Бакст.






Балет предназначался для благотворительного бала, устраиваемого журналом "Сатирикон". Он был поставлен всего за три репетиции. Небольшой зал позволял артистам постоянно смешиваться с публикой, действие переносилось со сцены в зал. Интересно, что на роль Пьеро Фокин назначил не профессионального танцовщика, его сыграл В. Э. Мейерхольд.
М. П. Бобышов. "Михаил Фокин и Вера Фокина в балете "Карнавал"


Спектакль прошел с огромным успехом, поэтому его приобрел для "Русских сезонов" С. П. Дягилев. 20 мая того же года состоялась премьера в Берлине, 4 июня - в Париже, а в 1911 году балет этот появился и на сцене Мариинского театра.
Арлекин - Михаил Фокин:





В. Фокина и А. Булгаков в балете "Карнавал". Париж. 1910:


О популярности этого балета говорит тот факт, что Мейсенская мануфактура в 1914-м году выпустила серию статуэток, посвященную этому балету (скульптор П. Шойрих):

Арлекин и Коломбина

Арлекин


"Пьеро"

Киарина


Эвсевий

Эстрелла

Мейерхольда с этим домом связывает не только участие в "Карнавале". 7 сентября 1913-го года здесь открылась возглавляемая им тетральная студия, проработавшая здесь около года. Так же здесь располагалась редакция журнала "Любовь к трем апельсинам".


В 20-30е годы здесь размещались "Клуб городской охраны" (в нем выступал с чтением своих стихов А. А. Блок), театры "Кривое зеркало", Украинский театр, "Новый театр". Также в здании вплоть до 60-х годов размещалась школа.


С 1937-го года в здании размещался Дом народного творчества (впоследствии превратившийся в Межсоюзный дом самодеятельного творчества). 7 марта 1981-го года при нем был открыт Ленинградский рок-клуб - первая в стране официально признанная организация рок-музыкантов.
Публика в Рок-клубе:


Рок-клуб существовал недолго, до начала 90-х годов, однако оставил яркий след в жизни города.






А с 1995-го года в здании размещается Детский музыкальный театр "Зазеркалье" - один из лучших театров Петербурга, многие спектакли которого увенчаны театральными премиями.

Дореволюционная архитектура, История, Петербург

Previous post Next post
Up