Ленинград. Дом-комунна инженеров и писателей. 1932 год

Nov 06, 2007 23:16

Если дома культуры великолепно работают до сих пор, до недавнего времени по назначению использовались и фабрики-кухни, то с домами-коммунами все вышло совсем не так хорошо. Конечно, для идеальных граждан коммунистического общества в условиях отмирающего быта дом-коммуна подходил наилучшим образом, но быт почему-то не хотел отмирать, да и реальные люди сильно отличались от коммунаров будущего. Характерным примером этой ситуации стала судьба одного из таких домов - дома инженеров и писателей (ул. Рубинштейна, д. 7).



Для создания этого дома Ленинградский союз писателей объединил усилия с Обществом ИТР. Будущие жильцы внесли паи, а проект составил А. А. Оль. Дом построили похожим на гостиницу: маленькие двухкомнатные квартиры (были и квартиры побольше - в 3-4 комнаты) выходили в длинный коридор, связывавший две входные лестницы. В одном из концов коридора находились душевые для жильцов. На крыше был солярий. На первом этаже находился детский сад. В квартирах отсутствовали кухни, вместо них была общая столовая, обслуживавшаяся Нарпитом, в которую жильцы сдавали свои продовольственные карточки. Отсутствовали даже индивидуальные вешалки - все жильцы раздевались на первом этаже - рядом с общей комнатой отдыха.
Первоначально, такая жизнь устраивала жильцов. Как вспоминала Ида Наппельбаум, жившая в этом доме: «в доме было шумно, весело, тепло, двери квартир не запирались, все запросто ходили друг к другу.  Иногда внизу в столовой устраивались встречи с друзьями, с гостями, приезжали актеры после спектаклей, кто-то что-то читал, показывали сценки, пели, танцевали. В тот период впервые после суровой жизни последних лет военного коммунизма стали входить в быт советских людей развлечения, танцы, елки...» 
Среди жильцов дома было несколько писателей, пользовавшихся в те времена известностью, но сейчас благополучно забытыми. Единственная, кого помнят в наши дни - Ольга Берггольц, жившая в этом доме:


Однако время шло и такая жизнь перестала устраивать людей. Квартиры были достаточно маленькими. Очень плохой была звукоизоляция. В 1935-м году отменили карточки и жильцы стали постепенно обособляться, обзаводиться своими импровизированными кухнями (клали большие доски на ванны, на них - примусы и плитки). Так что вскоре дом стал известен в городе под ехидным прозвищем "Слеза социализма" и сейчас он стоит как памятник неслучившейся утопии.

 
 
 

 
 


 

История, Петербург, Советская архитектура, Оль А. А.

Previous post Next post
Up