Продолжая тему "серого импорта". Слово Конституционному Суду.

Feb 14, 2009 21:35



Пожалуй, лучше примера даже искать не надо. Ибо в исполнении "запрета на ввоз без согласия владельца товарного знака" из 63-й статьи совместного Постановления Пленумов ВАС и ВС такого быть не может никогда... Что приятно, мнение на счет "параллельного импорта" от Конституционного суда теперь предельно ясно:

Конституционный суд (КС) РФ обязал правительство страны и Госдуму разрешить ситуацию с поставками лекарств для граждан с редкими заболеваниями

...Возможно, больной не стал бы обращаться в суд, если бы государство продолжало обеспечивать его необходимым лекарством. Однако в настоящее время отечественные производители посчитали выпуск данного препарата невыгодным из-за низкого спроса, а импортный аналог "ДДС" не числится в государственном реестре, так что ввозить его из-за границы нельзя. Единственным выходом из положения для 10 тыс. россиян, больных дерматитом Дюринга, остался самостоятельный ввоз препарата из США и Норвегии ("ДДС" производится только в этих странах).

При этом, как указывает в своём определении Конституционный суд, ситуацию неоднократно пытались решить депутаты Госдумы. На что Минздравсоцразвития каждый раз отвечало, что "препарат "ДДС" в государственном реестре не зарегистрирован, потому на территорию России ввозиться не может, а закупка его за рубежом может осуществляться только после его регистрации по заявке производителя лекарства". Поэтому суд вынес решение, что данная ситуация "не может быть признана терпимой".

"Государству необходимо гарантировать правомерный доступ к лекарствам граждан, страдающих редкими заболеваниями. Для этого нужно установить специальный нормативный и организационно-правовой механизм ввоза таких препаратов и правил их оборотоспособности", - заявил начальник управления конституционных основ публичного права КС Евгений Тарибо.

Между тем председатель КС РФ Валерий Зорькин уже обратился к руководству правительства и Госдумы с тем, чтобы законодательно обеспечить исполнение решения суда.

В Росздравнадзоре были несколько удивлены решением КС. "Вопрос ввоза лекарств из-за границы для больных с редкими заболеваниями всегда нами решался, - объяснил советник руководителя ведомства по связям с общественностью Максим Лакомкин. - В настоящее время существует определённый порядок, согласно которому по каждому конкретному человеку Росздравнадзор принимает индивидуальное решение, разрешающее больному беспрепятственно провозить необходимое (помните копирование в случае необходимости?) ему лекарство через таможню". Правда, за чей счёт и каким образом гражданин должен это делать, в ведомстве не уточнили, подчеркнув, что Росздравнадзор отвечает только "за оборот лекарственных средств на территории России".

Таким образом, сегодня 5 млн россиян, страдающих редкими заболеваниями, в случае необходимости должны сами выезжать в другие страны за жизненно необходимыми препаратами. Не стоит объяснять, что для большинства из них этот вариант неприемлем.

"Больные с редкими заболеваниями, среди которых очень много детей, просто погибают от равнодушия государства, - считает заместитель председателя Формулярного комитета РАМН профессор Павел Воробьёв, более пяти лет занимающийся данной проблемой. - Эти люди испытывают трудности с приобретением порядка 400 препаратов".


А вот и само Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 676-О-П "По жалобе гражданина Радзиевского Бориса Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "О лекарственных средствах".

Избранные цитаты:

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 41 Конституции Российской Федерации, поскольку ставят снабжение лекарственными средствами граждан Российской Федерации в зависимость от воли организации - разработчика лекарственного средства и не предусматривают возможность регистрации, закупки и реализации лекарственных средств по инициативе государства.

Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, включая возможность пользоваться необходимыми лекарственными средствами независимо от того, где они производятся - в Российской Федерации или за ее пределами, что, в свою очередь, предполагает установление приоритета государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

Федеральный закон "О лекарственных средствах", регулирующий отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств (статья 1), предусматривает государственную регистрацию лекарственных средств, производимых, используемых и продаваемых на территории Российской Федерации, как неотъемлемый элемент системы государственного контроля за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств, направленного также на ограничение их незаконного оборота и подделки.

Исходя из этих целей требование обязательной государственной регистрации лекарственных средств само по себе не может рассматриваться как препятствие в реализации гражданином конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Положения названного Федерального закона, регулирующие правоотношения в сфере разработки и регистрации лекарственных средств федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, также не могут рассматриваться как ущемляющие конституционные права граждан.

Наделение же правом подачи заявления о государственной регистрации лекарственного средства лишь того лица, которое является разработчиком лекарственного средства либо действует по его поручению (с чем не согласен заявитель), обусловлено тем, что только разработчик может представить компетентному регистрирующему органу документы и иные данные, необходимые для подтверждения качества и безопасности лекарственного средства, такие как сертификат качества лекарственного средства, данные о производстве лекарственного средства, первоначальный текст фармакопейной статьи, результаты доклинических, фармакологических и токсикологических, а также клинических исследований, образцы лекарственного средства для проведения экспертизы его качества, предложения по цене лекарственного средства, документы, подтверждающие регистрацию лекарственного средства, если оно зарегистрировано вне пределов Российской Федерации. Такие сведения не находятся в свободном доступе и могут являться коммерческой тайной организации - разработчика лекарственного средства.

Вместе с тем установленное Федеральным законом "О лекарственных средствах" правовое регулирование оборота лекарственных средств на территории Российской Федерации, будучи рассчитанным на удовлетворение массовой потребности в лекарственных средствах, не содержит механизма приобретения и правомерного использования лицами, страдающими редкими заболеваниями, необходимых для их лечения препаратов, которые не производятся в Российской Федерации и не прошли государственную регистрацию, о чем свидетельствует, в частности, дело заявителя.

Однако не оспариваемый им порядок регистрации лекарственных средств, а ситуация, обусловленная отсутствием в Российской Федерации таких препаратов, при которой данная категория граждан оказалась в худшем по сравнению с большинством населения положении в отношении обеспечения доступности лекарственных средств, затрагивает права этих граждан и не может быть признана терпимой в Российской Федерации как демократическом правовом социальном государстве.

Исходя из конституционных принципов справедливости и равенства органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации надлежит исправить сложившуюся ситуацию, с тем чтобы гарантировать правомерный доступ граждан, страдающих редкими заболеваниями, к соответствующим лекарственным средствам, установив специальный нормативный и организационно-правовой механизм ввоза таких препаратов на территорию Российской Федерации и правил их оборотоспособности.

И еще пишут тут, что в нашем правовом государстве кое-кто еще порой честно жить не хочет.

Даже уточняют, что автомобили в Приморье теперь везут контрабандой, а за январь 2009 года стоимость незаконных автотоваров составила почти 7 млн. рублей. Наибольшее количество уголовных дел, возбужденных сотрудниками правоохранительных подразделений таможен дальневосточного региона в январе 2009 года, проходит по фактам контрабанды автомобилей и запчастей к ним...

Никто, чисто случайно, не в курсе, что за всплеск преступности случился на Дальнем Востоке, и что послужило его причиной, а?

Исчерпание

Previous post Next post
Up