Новости съезда ЕР:
Путин требует навести порядок на таможне
Путин обещает
скорректировать систему госзакупок, активизировать антидемпинговые механизмы защиты рынка и навести, наконец, порядок на таможне."Недопустимо, когда, например, почти 40 процентов рынка товаров легкой промышленности приходится на контрабанду или контрафакт", - подчеркнул он, выступая на 11 съезде партии "Единая Россия".
"Мне часто говорят, что в других странах, например в Европе, такое часто делается, - отметил премьер. - Но это - не пример для подражания". По мнению Путина, для развития импортозамещения в стране необходимо "грамотное таможенно- тарифное регулирование и наведение порядка на самой таможне".
Кроме того, для обеспечения импортозамещения, прежде всего, в тех отраслях, которые "в конечном итоге, обеспечивают безопасность страны, а также там, где у нас конкурентные преимущества (микроэлектроника, фармацевтика, машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность) необходим целый комплекс мер, среди которых -
новые технические регламенты и действенный контроль, которые позволят оградить наших граждан от некачественной продукции", полагает Путин.
По его словам, необходимо также "в полной мере использовать антидемпинговые процедуры для того, чтобы не допускать недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров". Глава правительства считает также необходимым в рамках антикризисных мер продолжить поддержку предприятий - "будем субсидировать процентные ставки по кредитам, совершенствовать производственную инфраструктуру".
И еще одной мерой, которая позволит развивать импортозамещение, считает Путин, является "дальнейшее развитие особых экономических зон, создание региональных индустриальных парков", наподобие уже работающих в Татарстане и Калужской области.
"И нам необходимо внести дополнительные коррективы в систему госзакупок, - обратился председатель партии к единороссам, - чтобы за счет государственного спроса, государственного рубля реально поддержать российских производителей, естественно, соблюдая при этом принципы конкуренции, и не допуская роста цен". "Это можно сделать", - заверил он.
"Хочу подчеркнуть, - наша цель не в искусственном закрытии рынка, что, в первую очередь, ударило бы по российскому потребителю, а, наоборот, в создании условий для появления по-настоящему конкурентоспособных производств, выпускающих качественные и востребованные товары", - подчеркнул он.
По этому поводу стоит изучить ряд законодательных инициатив, принятых в первом чтении аккурат за день до съезда:
276004-5
О ратификации Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квотПравительство Российской Федерации
276006-5
О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льготПравительство Российской Федерации
276017-5
О ратификации Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифаПравительство Российской Федерации
276022-5
О ратификации Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союзаПравительство Российской Федерации
281048-5
О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарамиПравительство Российской Федерации
281035-5
О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих странПравительство Российской Федерации
Для любителей
исторических параллелей несколько изящных цитат из "
Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран":
Статья 4
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
1. Решение Комиссии о введении ограничения на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров принимается по предложению Сторон (Стороны).
Обоснование необходимости введения исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров должно содержать статистические данные, финансово-экономические расчеты и иную необходимую информацию, подтверждающие целесообразность применения данной меры нетарифного регулирования.
2. Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также порядок определения Сторонами организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии.
Участники внешнеторговой деятельности, которым на основании решения Комиссии Сторонами предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и(или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями, включая цену, качество, доступность товара, его реализуемость, условия транспортировки и другие условия покупки или продажи, и предоставляют организациям государств других Сторон адекватную возможность (в соответствии с обычной деловой практикой) конкурировать в отношении участия в таких покупках или продажах.
...
Статья 6
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств Сторон
1. Исходя из национальных интересов государств Сторон и в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года Комиссией по предложению Стороны (Сторон) могут вводиться следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие зкономического характера:
- запрет ввоза и (или) вывоза;
- количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;
- предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;
- разрушительный порядок ввоза и (или) вывоза;
- иные меры регулирования.
2. Комиссия рассматривает предложение Стороны (Сторон) о введении мер, указанных в пункте1 настоящей статьи, исходя из национальных интересов государств Сторон в отношении отдельного вида товара, на основании документов, которые содержат:
- наименование товара и его код в соответствии с ТН В ЭД;
- предлагаемые меры;
- срок действия предлагаемых мер (даты начала и окончания действия мер, в случае необходимости окончание действия мер может не указываться);
- обоснование необходимости введения мер, включая информацию, подтверждающую необходимость их введения.
З.Решение о введении мер, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается Комиссией исходя из национальных интересов Сторон не позднее 30 дней с даты представления предложения Стороны (Сторон).
4.Меры, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.
5.В случае если Комиссия не примет предложение Стороны (Сторон) о введении мер, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исходя из национальных интересов государств Сторон (Стороны), то Сторона, представившая предложение об их введении, может принять решение о введении таких мер в одностороннем порядке, предусмотренном статьями 8 - 10 настоящего Соглашения.
Итак, союз - союзом, а меры принять можем...
Интересно, какие:
Статья 8
Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке
1. Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера (далее - временные меры), если они направлены на:
- соблюдение общественной морали и правопорядка;
- обеспечение обороны и безопасности;
- охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- защиту культурных ценностей и культурного наследия;
- защиту интеллектуальной собственности;
- предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов;
- предотвращение либо уменьшение критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
- защиту внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса
Ну что тут скажешь... Дело в том, что это "Соглашение" является международным договором Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией имеет приоритет перед национальным законодательством.
Но вот в чем вопрос - а имеет ли он приоритет перед Конституцией и началами гражданского законодательства из ГК?
Ибо список оснований для ограничения свободы перемещения товаров и услуг в нашей стране представляет собой вполне закрытый перечень:
Конституция РФ Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть первая
Раздел I. Общие положения
Подраздел 1. Основные положения
Глава 1. Гражданское законодательство
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами и арбитражными судами (далее судами) части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я ю т дать следующие разъяснения:
Основные положения
1. При рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"), также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 статьи 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
В таком же порядке должны признаваться недействительными акты, содержащие ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств, имея в виду, что указанные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (пункт 3 статьи 1 ГК).
Вот такие дела...
Я по немощи своей, как ни старался, так и не смог разглядеть в качестве оснований для ограничения перемещения товаров и услуг такого резона, как "интеллектуальная собственность", упомянутая в "Соглашении"...
Может, я со слепу? И кто-то таки смог? :-)
Вот такая она, "неосязаемая", "
Интеллектуальная собственность": за и против 2.
Непонимание природы и роли предпринимателя в обществе 2.1. Некорректное понимание сути обмена и экономического расчета
2.1.1. Убеждение в необходимости государственного регулирования экономической деятельности
2.1.1.1. Убеждение в естественности существования естественных монополий и необходимости жесткого государственного регулирования их деятельности
2.1.1.2. Убеждение в необходимости государственной защиты интеллектуальной собственности
2.1.1.3. Убежденность в необходимости государственных инвестиций в «ключевые отрасли с максимальным мультипликативным эффектом», «точки роста» и «локомотивы экономики»
2.1.1.4. Необоснованный страх тотального разорения и обнищания большого числа людей из-за неконкурентоспособности по сравнению с другими странами
2.1.1.4.1. Признание необходимости государственной поддержки отечественных производителей
2.1.1.4.2. Убежденность в необходимости государственного контроля за торговым балансом, притоком и оттоком капитала в страну и курсом валюты
2.1.2. Непонимание логической противоречивости и нереализуемости в полном виде модели социалистического общества
2.1.3. Ошибочное представление о сути процента и роли денег в экономической деятельности
2.1.3.1. Признание частичного резервирования вкладов «до востребования» (в т.ч. расчетных счетов физических и юридических лиц) непротиворечивой банковской деятельностью
2.1.3.2. Необоснованный страх перед дефляцией и тезаврацией
2.1.3.3. Непонимание природы инфляции и вера в благотворное влияние умеренной инфляции как мощного стимула к экономическому росту
2.1.3.3.1. Убежденность в необходимости существования центрального банка, регулирующего уровни инфляции и ликвидности
2.2. Кажущаяся неизбежность исчерпания природных ресурсов в ходе человеческой деятельности
2.2.1. Убежденность в необходимости жесткого государственного регулирования в области экологии и природопользования
2.2.2. Убежденность в том, что ценность «исчерпаемых» ресурсов будет расти
2.3. Убежденность в необходимости государственной монополии в судебной деятельности в сфере гражданского права
3. Убежденность в корректности и интеллектуальной непротиворечивости концепции «равноправия» и концепции «создания равных возможностей»
3.1. Убежденность в необходимости получения всеми людьми уровня дохода не ниже «прожиточного уровня»
3.1.1. Убежденность в необходимости «социальной» поддержки групп населения, по тем или иным причинам находящимся ниже «прожиточного уровня».
3.2. Убежденность в необходимости доступных для всех «инфраструктурных» услуг (дороги, медицина, образование и т.д.)