Слева: уже другая доска 13 октября 2007 года во время программы в музее с участием русских лётчиц-ветеранов из московского клуба «Авиатрисса» (
http://aviatrissa.airexpo.ru). Слева направо: Елена Мироновна Кулькова (Малютина), командир пикирующего бомбардировщика Пе-2 125-го Борисовского гвардейского авиационного полка им. Героя Советского Союза Марины Расковой во время войны, Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман Пе-2 того же полка, и Ида Андреевна Патракова. Про них можете прочитать эти статьи:
http://www.spravedlivo-online.ru/vybory/news/act1.php?ELEMENT_ID=2628 http://www.gwc-planet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=578&Itemid=130 http://narubezhe.ru/6_09/avia.html http://magnitogorsk.citystar.ru/24091/news.htm http://www.cinema-rp.com/index.php?id=85&catid=news&hive=0 http://www.cbs-orsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2175&Itemid=1743 http://www.mospravda.ru/issue/2010/08/16/article23477 Видео и статья о Галине Павловне Брок-Бельцовой:
http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?date=12.02.2010&id=32610db5-22f8-439c-9a0c-39ee6f3c19fb Видеосюжет о Елене Мироновне Кульковой:
http://www.peredelka.tv/videozalopenplus/sr1lwxcf2ug25.html Я на это видео тоже попал: как раз на общей фотографии у этого самого бюста в тот день, я прямо за ним стоял. Спасибо Елене Мироновне за то, показала именно эту фотографию съёмочной группе.
Доски уже нет 12 апреля 2008 года в день «Вечера Юрия», программы музея, посвящённой полёту Ю.А. Гагарина, в которой выступал космический турист Чарльз Симони. Справа: у бюста известный красноярский писатель и журналист Александр Силаев (
http://metasilaev.livejournal.com), почитатель творчества Галковского.
После выступлений авиаторов и ответов на вопросы в программе была демонстрация нового документального фильма о лётчиках Таскиги «Двойная победа» (Double Victory), сделанном самим звёздновойным Джорджем Лукасом. За две недели до встречи в музее 20 января в кинотеатрах состоялась премьера другого фильма Лукаса о лётчиках-истребителях Таскиги "Красные xвосты" (Red Tails). Я посмотрел его на экране после программы в музее. Почти весь фильм одна компьютерная графика воздушных боёв и панорамных кадров аэродрома и наземных и морских событий, вроде американской высадки в Италии. Весь опыт создания «Звёздных войн» для этого был и нужен. Хорошая графика, мне понравилась. Правда, соответствие реальности, наверное, такое же, как и в «Звёздных войнах.
Напомню, что до выхода первого фильма об этих чернокожих лётчиках «Пилоты из Таскиги» (The Tuskegee Airmen) в 1995 году о них широкая американская публика не знала. После выхода фильма они стали знамениты. Оставшиеся в живых ветераны полка Таскиги выступают в музее постоянно несколько раз в год и в феврале на специализированных программах про афроамериканцев в авиации, и в другие памятные дни и праздники. Естественно, я рассылал друзьям много видео этих встреч и фотографий.
Хотя самый первый короткий пропагандистский фильм о них «Крылья для этого человека» (
Wings for This Man) был снят ещё в 1945 году подразделением
First Motion Picture Unit ВВС американской армии. Текст в фильме читал не кто иной, как сам Рональд Рейган (
Ronald Reagan), в то время ещё не помышлявший о президентстве. Этот фильм можно бесплатно скачать с сайта архива (
Internet Archive):
http://www.archive.org/details/gov.ntis.ava08663vnb1. Там же можно найти и другие интересные фильмы.
На встрече говорилось, что в документальном фильме «Двойная победа» Лукас исправил то, что нафантазировал и преувеличил в художественном фильме «Красные xвосты». Сейчас в российском информационном пространстве иногда проскакивает информация про расовую сегрегацию в американской армии до, во время и после ВМВ. «Двойная победа» по большей части как раз об этом. Итальянцы считали негров из Таскиги такими же американцами, как и всех остальных. Лётчики Таскиги ощущали себя в Европе людьми. Краткая история этих афроамериканских лётчиков, включая сегрегацию и расизм, находится на этих сайтах на английском языке - на русском я информацию не нашёл:
http://en.wikipedia.org/wiki/Tuskegee_Airmen http://en.wikipedia.org/wiki/332d_Fighter_Group История Таскиги интересна, но в ней не освещается вопрос, имело ли решение создать истребительный полк из афроамериканцев военное значение или больше пропагандистское. Может, американцы так германских социалистов-националистов доставали? Особенностью именно Таскиги была постоянная боевая задача не отрываться от сопровождаемых ими бомбардировщиков, что они пунктуально и делали. До этого они работали по наземным целям, не вступая в воздушные бои с немецкими истребителями. Может быть, их просто берегли от потерь в воздушных боях, чтобы поддерживать пропагандистскую составляющую? Всего за всю войну они потеряли погибшими 66 лётчиков в боевых вылетах, ещё 84 погибли в небоевых вылетах, включая учебные - всего 150 человек. 32 пилота попали в плен. Воевало в Европе и Африке около 445 афроамериканских лётчиков из общего числа 996 подготовленных. Наземный персонал включал 15 тысяч военнослужащих.
С марта 1945 года со статьи в прессе и примерно до 2006 года считалось, что по результатам многочисленных боевых вылетов они не потеряли ни один бомбардировщик от огня немецких истребителей. После исследования, проведённого ВВС в 2006 году появилась информация, что всё же 25 бомбардировщиков немецкие истребители сбили, когда их сопровождали лётчики Таскиги. Тем не менее ещё в прошлом году на очередной встрече в музее один из ветеранов Таскиги, отвечая на вопрос, подтвердил, что потери бомбардировщиков были только от огня зениток.
Как говорится в статье по указанной выше ссылке, один из ветеранов подполковник ВВС Билл Холломэн (William Holloman), председатель исторического комитета Ассоциации ветеранов Таскиги и преподаватель сиэтловского Университета Вашингтона (
University of Washington) также заявлял, что потери бомбардировщиков происходили. Отсутствие потерь эскортируемых бомбардировщиков - это пример маленького военно-исторического мифа. Билл Холломэн был завсегдатаем мероприятий в музее и хорошо известен, жил в Кенте, том же городе, что и я. Во время вьетнамской войны он стал первым афроамериканским пилотом вертолёта. Я с ним немного говорил в своё время в музее, но не очень предметно. Он умер 11 июня 2010 года на 86-м году жизни. О нём здесь:
http://www.museumofflight.org/press/panel-program-tuskegee-airmen-may-30 http://www.veteransadvantage.com/cms/content/william-bill-holloman http://archives.starbulletin.com/2008/02/12/features/story02.html http://seattletimes.nwsource.com/html/localnews/2012136614_hollomanobit17m.html http://blog.seattlepi.com/aerospace/2010/06/15/tuskegee-airman-historian-william-holloman-dies-at-85 Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=MOc7gk_3EFs
Билл Холломэн на очередной программе в музее 3 февраля 2007 года.
Слева: Билл Холломэн подписывает листовку со своей военной фотографией. Справа: Кимберли Скотт, тогда ещё майорша.
Всего лётчики Таскиги за всю войну совершили 15533 вылета в 311 боевых заданиях, сбили 261 самолёт противника и повредили 148. 24 марта 1945 года они сбили 3 реактивных немецких перехватчика Ме-262 (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Messerschmitt_Me.262), когда сопровождали «Летающие крепости» B-17 во время налёта на танковый завод в Берлине фирмы Даймлер-Бенц (
Daimler-Benz). 7-я эскадрилья (
Jagdgeschwader 7) реактивных перехватчиков Ме-262 (
Messerschmitt Me 262 jet) атаковала строй B-17. В этом воздушном бою лётчики Таскиги сбили три из них. Первоначально было заявлено, что сбито 11 Ме-262, но после изучения немецких документов 7-й эскадрильи (JG 7) было установлено, что она потеряла всего четыре машины, при чём все лётчики остались живы. В этом бою 463-я бомбардировочная группа B-17, одна из многих, которые сопровождала 332-я истребительная группа лётчиков Таскиги, потеряла два бомбардировщика, а сами Таскиги потеряли три «Мустанга» Р-51.
Другой особенностью Таскиги было то, что американские пилоты возвращались домой в штаты после двадцати пяти боевых вылетов, так как считалось, что живучесть лётчиков в бою составляет около двадцати вылетов в среднем. Об этом говорится в фильме «Красавица Мемфиса» (Memphis Belle) (1990) (
http://kinofilms.tv/film/krasavica-memfisa/15496), новой версии старого фильма «Мемфис Белль: История летающей крепости» (The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress) (1944) (
http://kinofilms.tv/film/memfis-bell-istoriya-letayushhej-kreposti/41184). Я эти ссылки уже рассылал неоднократно.