Dec 03, 2022 11:54
Пора, наконец, отчитаться о посещении рок-оперы "Орфей" Ольги Вайнер, всё-таки 2+ месяца прошло. Триггером сесть за отчёт стал наш двухдневный налёт на Питер, где младший не только заработал вожделенную путёвку на агутинский форум (здравствуй, снова, Красная Поляна), но и успел отсмотреть в Музкомедии мюзикл "Джекил и Хайд", от которого остался в восторге. А я нет.
Поставлено прекрасно: декорации, балет, артисты, голоса - всё супер, всё профессионально. Но закрыть глаза на отсутствие логики, бестолковый сюжет, лишних действующих лиц (ну вот зачем там кузен невесты? на действие не влияет и даже не поёт) у меня не выходит.
Одержимый учёный запрашивает у попечительского совета больницы денег на эксперимент по отделению добра от зла в отдельно взятом организме с помощью научной химии. Попечители интересуются, куда зло-то стравливать будем после отделения (дистиллированного добра почему-то не опасаются). Не получив внятного ответа, денег не дают. Но врача уже не остановить, он ставит опыт на себе без всякого постороннего присмотра, от волшебных порошков периодически перекидывается в неудержимого монстра, который последовательно убивает попечителей, подвернувшуюся под руку кабареточную певицу и устраивает самоубийственный шурум-бурум на свадьбе своего двойника. В общем, опасения оказались небеспочвенными. Положительный герой при этом учёный, а отвратительные злодеи - члены попечительского совета.
Понятно, что из незамысловатой готической повести Стивенсона о доппельгангере полноценный мюзикл не вытянешь, там даже женских персонажей нет. Но можно ж было как-то постройнее исходный скелет мясом обрастить. Да и хитов маловато. "Этот момент" мощен, с ним ребёнок сейчас конкурсы и покоряет; "Живой" вштыривает, но больше напором, чем красотой; начало второго акта с пульсирующим "Ужас, ужас" атмосферно. Остальное как-то всё среднестатистически, особенно слащавые женские дуэты. Кабаре не зашло, несмотря на Агату Вавилову. А, ещё опасный дуэт Люси с Хайдом хорош. (Стоять! так полмюзикла в хиты запишу.)
Так вот, о логике, об осмысленности произведения. Я очень доволен, что не стал дожидаться, когда из "Орфея" сделают полноценный спектакль (зуб даю - никогда), и вытащил семью на концерное представление. Надо было увидеть рок-оперу на сцене, а не переслушать очередной раз саундтрек, чтобы окончательно разложить сюжет по полочкам и удовлетворённо осознать - а ведь ладно скроено!
Добавить в миф Орфея/Эвридики историю Аида/Персефоны.
Задаться вопросом, случайно ли погибла Эвридика.
Обозначить, что Орфей в финале похода за невестой обернулся осознанно.
Связать все эти ниточки в неканонический сюжет без уродливых узлов и лишней бахромы.
Круто.
Девиз рок-оперы - "Выбор неизбежен" - противоположен по смыслу всей древнегреческой мифологии с её неотвратимым роком и предопределённостью (песня "Нити" открывает и закрывает "Орфея", аж "Икаром" повеяло). Тяжёлый, но свободный выбор, противостояние судьбе - её главная, да практически и единственная идея. Персефона не обманута Аидом, как в исходнике - она добровольно съедает гранат, несмотря на уговоры Гекаты, и остаётся под властью мужа. Аид открывает Гермесу, что готов отпустить (отпускать) Персефону на Землю, но только по своему желанию, интриги/побеги тут не прокатят. Гермес после разговора меняет план с банальной подмены Эвридики Персефоной на сложную игру с психологией богов (а Геката не меняет, она не в курсе разговора). Ярче всего выступает, конечно, Орфей, достигший такого просветления, так решительно отсекающий привязанности, что обычному непросветлённому мне аж неловко от его сверхчеловеческой жестокости. ОК, понял ты, что Эвридика - это та нить, за которую тебя боги будут дёргать вечно, решил её оборвать. Но! довести девушку до выхода, дать ей увидеть свет, и только потом обернуться и отправить обратно в подземное царство, да ещё и разбуженную орфеевской лирой, а не спокойную и беспамятную после глотка из Леты! Суров буддист, внушает.
Хотел бы я увидеть всё это великолепие в виде полноценного спектакля с действием, балетом, актёрами, костюмами и декорациями, а не просто с костюмами. Но тут засада в нынешнем касте. Это прекрасные певцы, но не актёры во-о-обще. Егоров, который кое-кем считается самым деревянным Рейстлином, смотрелся там Смоктуновским на детском утреннике (Бурлюкало в нашем представлении не было). Других набрать? Можно, кроме одного - главного героя. Проблема не в том, что Лефлер - аранжировщик и полноценный соавтор, которого непросто сдвинуть. Голос такой певучести трудно найти. Это как в рок-опере "Стадион": поют все, жанр такой, но вступает Градский, и сразу понятно, кто среди персонажей певец. Орфей тоже должен выделяться, и кто кроме Лефлера такое вытянет, я среди артистов мюзикла не знаю.
Да и автора, Ольгу Вайнер, концертные прокаты, похоже, вполне устраивают. Вместо работы над постановкой вовсю пишется приквел "Гермес", творческая работа всяко интересней административной.
P.S. Послушал недавно саундтрек свежего мюзикла "Петя и фолк". Славянская вариация на тот же мэшап Орфей/Эвридика & Аид/Персефона? Надо разбираться.
анализ,
мюзикл