КарамазоВЫ

Dec 04, 2021 18:12


Хорошая традиция есть у нас на работе - не стесняться спрашивать у именинника, что ему подарить на ДР. Мне последнее время дарят билеты на мюзиклы. На этот раз самый подходящий был "КарамазоВЫ", и по времени, и вообще давно собирался лично посетить. По времени вышло не очень, спектакль перенесли на октябрь, по пути потеряли Ожогина (так его вживую и не видел никогда), но всё равно увиденное и услышанное в "Измайловском" вштырило (пардон май френч) так, что жена тут же, сама, купила билеты на следующее представление + книжку. Лежит теперь, красивая и одинокая (книжка, не жена), "шрифт слишком мелкий". Следующее представление давали к 200-летию Достоевского в РАМТе и с живыми музыкантами. Отчитываюсь по обоим походам.

Восемь артистов, семь стульев, две банкетки. Монохромные одежды, исключая слегка узорчатый платок Грушеньки и строго зелёное платье Катеньки-Стоцкой (Катенька-Гусева была в чёрно-белом, как все). Черный шарфик Смердякова, белый - сошедшего с ума Ивана. Никакой подтанцовки, только графические мизансцены-перемещения актёров и стульев. В общем, от музыки и текста не отвлекает ничего. Впечатляет наповал. Рагулина, конечно, ангел поцеловал, когда он всё это сочинял. Удалось в полтора часа на сцене и пару дней действия переложить основную линию романа так, что не пропали ни смысл, ни дух.

Ну и музыка. У каждого (каждого!) персонажа есть собственный совершенно убойный номер. Дуэты-трио-хоры прекрасны не менее. С таким хронометражем провисаний быть не может, действие стремительное и захватывающее, подобно двум топотокопытным дуэтам Смердякова и Ивана. Второй (Тройка-Русь, куда ж ты, блин, мчишься) не совсем дуэт, участвует ещё свежеубиенный Фёдор Карамазов, единственный сольно-вокально обделённый персонаж, который должен быть противен не только внутренне и внешне, но и голосом. Погиба подходит идеально, а его акробатика в номере-самопрезентации впечатляет.
Остальным есть где продемонстрировать голос.

"Кто я? Что я?" Смердякова (оба раза Сергей Ли) - неизменные овации зала, для многих вообще лучшая ария оперы, и вокально, и артистически очень богатый материал.

Не менее глубоко пронял дуэт Грушеньки и Алёши, который начинается как сцена соблазнения ("я научу тебя любить"), но с ненавязчивым вступлением в песню духа Зосимы (Вальц) оказывается, что все уже поют о божественной любви и Груша Алёшу прогоняет. Элегантнейшее решение! (В сцене несостоявшегося убийства Фёдора Дмитрием святому старцу пришлось просто становиться между врагами.)
И сразу за этим - пронзительная "Веточка вербная" ( ну какой может быть Достоевский без веточки вербной?). Оба раза играла Теона Дольникова, и мне трудно представить, кто бы мог сделать это лучше. Разве что сравняться, чтоб я мучился как с выбором лучшего Смердякова: Ли или Ожогин.

Выбирать между Гусевой и Стоцкой можно, они совсем разные. Стоцкая более яркая, страстная, Гусева сдержанней, в том числе вокально. От чего Стоцкая подзадыхалась в главной своей арии "Это не любовь" - от страсти или с самочувствием проблемы были - не знаю. Всё равно больше понравилась. По записям в Сети похоже, что их обеих уделывает Беляева, но это надо живьём проверять.

Алёша был лучше в исполнении Казьмина, но тут пора уже обругать звуковиков РАМТа. От театра ждал лучшей акустики, чем от большого концертного зала, но эти ребята обделались по полной. Когда в "Измайловском" в открывающей сцене Алёша-Казьмин красиво вышивает высоким голосом по мощному мужскому хору, а в РАМТе Алёшу-Дэмкива этот хор забивает, выбор очевиден. И вообще Казьмин одухотворённей выглядит.

Балалаев в роли Ивана актёрски настолько же выше Гордеева, насколько Бирин выше остальных Рейстлинов в ПИ. И так же это не означает, что он лучше по вокалу, тут классический комукак.
Рагулин (Дмитрий) - константа спектакля, тут обсуждать нечего.

Финальный хор "Люди - дети" и бисовая "Самый сложный механизм" настолько уместны и красивы, что после тяжёлого вроде бы спектакля выходишь со светлым и лёгким послевкусием. И долгим.

Вывод: очевидно, что поход не последний. Пауза нужна серьёзная, но спектакль с Беляевой в роли Катерины Ивановны и Ожогиным в роли Ивана (на крайняк Смердякова) выцепить надо.

P.S. А тем временем в Питере только что поставили артемьевское "Преступление и наказание" с, пам-парам, Баярунасом в главной роли. По-богатому: сотня человек в оркестре, полсотни на сцене на поклонах. Будем ждать видео.

мюзикл, Достоевский

Previous post Next post
Up