О гармонии

Jan 20, 2012 11:49

Читая рецензии жюристов на работы, победившие на надавно прошедшем МКХ4, пришла в голову мысль о причинах различия между западными и японскими хайку и различия в восприятии и оценке работ. Проиллюстрирую это отличие на параллели о различии между западной и японской музыкой ( Read more... )

hairon

Leave a comment

Comments 83

sergosha January 21 2012, 19:32:38 UTC
спасибо, что поделились мыслями
интересная аналогия между хайку и музыкой
но мне не совсем понятно, каким образом «западное «бытие» и «восточное «небытие» поясняет отношение между западными и японскими хайку
ведь «различие» («западное «бытие»/«восточное «небытие») не катастрофическое
и состоит, по большому счету, не «в объяснении мира», а в выборе того или иного словаря для разговоров о мире
в западной философской традиции подобное «различие» проявляется в паре реализм-идеализм
для разговоров о мире идеализм, в отличие от реализма, указывает на важность наличия познающего субъекта
и фсё
т.е. ничего специфически-нового в выборе словаря «небытия» для запада нет (!?)

наш с вами недавний разговор вокруг шестого снегопада продемонстрировал, что сложно вести дискуссию с помощью разных словарей, но это не кардинальное непонимание, а, надеюсь, лишь недоразумение

Reply

tsikori January 21 2012, 21:14:52 UTC
Я в общем-то сам не понимаю, какую мысль я хочу высказать и куда она должна вести. Изначально мысль родилась из разговора про так называемые настроенческие хайку, и что для нас создает то или иное настроение.

Бытие и небытие я привел в данном случае не как критерий отличия хайку, а как разницу в восприятии. Мы оцениваем хайку, оценивая то, что в них есть: тональность, конкретные слова, образы, картинку. Если опять провести аналогию с музыкой для нас важно какие ноты используются для создания того или иного нвстроения, для передачи той или иной эмоции. Этому противопоставляется восприятие, когда не важно, какие именно ноты в какой тональности берутся, а важен сам интервал.

Для нас важен образ (чаще целостный), а не движение. мы оцениваем по факту, в то время как Винни-пух говоря, что "горшок пустой гораздо выше ценится" оцениает потенциал, так называемое МУ (пустоту).

Reply

la_tisana January 21 2012, 21:19:27 UTC
ja dumaju japontsi atmosfernost tozhe tsenjat. tolko u nih esche bolshe vnimania na oshchushchenia. no voobshche nikak ne mogu poniat, chto v nih takoe est osobennoe, nepovtorimoe... kakaja-to detskost, chto li, neposredstvennost. vot na FB Taro Kunugi chitaju - bolshej chastiu vse prosto kak parenaja repa, no blin zadevaet!

Reply

tsikori January 21 2012, 21:39:13 UTC
Ага, но это, наверное все же не атмосфера, а дуновение, что ли. Видела сегодня на ФБ хайку какой-то русской девушки Алины (блин, найти теперь не могу, Ротелла вроде вывешивала)? Вот если воспринимать с точки зрения того, ЧТО там написано, то кажется фигня фигней. Но для меня очень японистое :)

Reply


sergosha January 30 2012, 10:13:56 UTC
да, наверное можно заканчивать ( ... )

Reply

tsikori January 30 2012, 11:31:59 UTC
Я с Вами совершенно согласен. Различие в толковании терминов и различные контексты - это причина многих не(до)пониманий как и между отдельными людьми, так и вцелом в среде. Это усугубляется еще и тем, что, употребляя многие термины, ни одна из сторон не знает, что они означают на самом деле, а используют мнения третьих лиц, которые якобы знают или краем уха слышали. Никто из нас не читал теоретические работы Шики, Бусона, учеников Басё. Мы в лучшем случае читали переводы маленьких разрозненных кусочков в интерпретации других людей, приведенных в определенном контексте ( ... )

Reply

sergosha January 30 2012, 13:21:18 UTC
спасибо за разговор
последний абзац вашего сообщения отражает и моё состояние
буду ждать эссе:)
удачи

Reply


классика есть всё yamanaga February 3 2012, 09:18:27 UTC
гармония присуще любому проявлению творческого движения в том числе и японской музыке поскольку как и в китайской музыке строится она в пентатонике, то есть в европейском варианте записано семитоникой в японской пятью основными гаммами с огромным калличеством вариаций и аранжировок - вот и все отличие. при этом особенность кото и сямисена не только в колличестве ладов, но и в самом материале при этом присутствует очень точный математический тоновый подсчет и строгая ритмика. японские инструменты - это не русское хайку :). Поэтика мелодии отличительная особенность восточного инструмента.

Reply

Re: классика есть всё tsikori February 3 2012, 11:24:42 UTC
Спасибо за комментарий.

Reply


Leave a comment

Up