О гармонии

Jan 20, 2012 11:49

Читая рецензии жюристов на работы, победившие на надавно прошедшем МКХ4, пришла в голову мысль о причинах различия между западными и японскими хайку и различия в восприятии и оценке работ. Проиллюстрирую это отличие на параллели о различии между западной и японской музыкой.

Основой восприятия музыки на протяжении последних веков, да и самого определения музыки, на Западе является мелодия (построенная на центризме вокруг тоники и определенной музыкальной прогрессии). Это то, что мы называем гармонией. То есть мы оцениваем музыку КАК ЦЕЛОЕ.

Центральным в японской музыки является не мелодия, а взаимодействие между отдельными звуками, а точнее интервал между звуками. Вот что пишет, если не ошибаюсь, Тору Такемицу, японский композитор и автор работ по эстетике и теории музыки:

«Мастера традиционной японской музыки объясняют суть японской музыки одной простой фразой ongaku-nai, что означает «без мелодии». Для японцев это само сабо разумеющееся при восприятии музыки, тогда как для западного человека та же самая музыка воспринимается не более чем раздражающий шум. Эта разница является основополагающей для восприятия праактически всех форм японского искусства.»

Принимая во внимание и то, что западная философская мысль основывается на понятиях «бытия» и описыает мир с позиций того, что «есть», мы, на Западе, оценивая хайку, часто говорим об общем настроении (тональности) стиха, выборе и сочетании образов (созвучии). Восточная философская мысль, объясняющая мир с позиций «небытия» оперирует менее материальными категориями, и когда японцы (не обучавшиеся на Западе) оценивают хайку, они часто говорят о вещах, не имеющих, на первый взгляд, к данному конкретному хайку никакого отношения.

UPD

Традиционная японская музыка - природна. Игра сямисэна - как ветер или пение кукушки. В ней нет приятной западному слуху гармонии, а есть непрерывное чередование интервалов. И завораживающая прелесть её (как и хайку) именно в этом интервале.

hairon

Previous post Next post
Up