#Монголы_Мира
В наши дни этот великий памятник истории монголов мира (ССМ) некоторые исследователи и краеведы вообще не читают или читают бегло, судорожно выискивая те места и события, которые хоть как-то напоминают им об их родных местах, а также известных смутных преданиях. И при этом не хотят видеть живую географию, народы и природу. Более того, ССМ трактуется в современных границах стран, где живут Монголы Мира, а это уже политика, где возможны любые извращения и толкования.
Сегодня, мы возьмём один параграф из ССМ и внимательно вчитаемся в текст, стараясь увидеть Живую Географию нашей современности. Итак:
Пограничный переход на Аргуни: Олочи (Россия) - Мэнръу-Шивей (АРВМ Китай)
«ССМ. §141. После того, в год Курицы (1201), в урочище Алхуй-будах, собрались (на сейм) следующие племена: Хадагинцы и Сальчжиуты совместно; Баху-Чороги Хадагинский со своими; Хадагин-Сальчжиутский Чиргидай-Баатур со своими; договорившись с Дорбен-Татарами, Дорбенский Хачжиул-беки со своими; татарин Алчи и татарин Чжалик-Буха со своими; Икиресский Туге-Маха со своими; Унгиратский Дергек-Эмель-Алхуй со своими; Горлосский Чоёх-Чахаан со своими; из Наймана - Гучуут: Найманский Буирух-хан; Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки; Худуха-беки Ойратский; Таргутай-Кирилтух Тайчиудский, Ходун-Орчан, Аучу-Баатур, и прочие Тайчиудцы. Уговорившись возвести Чжачжирадайского Чжамуху в ханы, они приняли присягу, рассекая при этом с разбега жеребца и кобылу. Оттуда все они покочевали вниз по течению реки Эргуне и совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы на вершине, поросшей лесом горы при впадении в Эргуне реки Кан-мурен. По окончании обряда возведения в Гур-ханы они уговорились выступить в поход против Чингис-хана и Ван-хана. Чингис-хан находился в Гурельгу в то время, когда прибыл Горлосский Хоридай и сообщил ему об их уговоре воевать. Получив это известие, Чингис-хан передал его Ван-хану, а тот немедля поднял войско и прибыл к Чингис-хану».
События, несомненно, происходят на территориях современных Восточного аймака Монголии и провинции Хулунбуир Китая, то есть Дорнод и Барга. Племена монголов ещё разобщены, в данном случае пытаются объединиться. Тут даджираты Джамухи (чжачдирады), меркиты, тайчиуды, татары, икересы (эхириты), ойраты, найманы и т. д.
Представьте географию этих родов и племён: от Аргуни до Алтая, на таком огромном пространстве жили средневековые монголы, пытающиеся в нашем случае объединиться. Но степная часть этой территории, а именно междуречье Аргуни, Онона и Керулена, была для монголов основной при объединении, что и следует из ССМ.
Кстати, здесь же встречаем имя Хоридай, видимо так называли вождя племени Горлос, которые имеют прямое отношение к племени хори. А слово «хори» в разных составах рассыпано по всему ССМ, от хори-туматов до Хорилартай, Хоридай, Хоричар, Хорилар, Хори-Буха, Хоричжин-хатун, Хори-Шилемун, Хорису-бечи, Хори-Хачар. Причём они в разных племенах и родах, но все - либо родственники Чингисхана, либо на его стороне. Ведь и горлоский Хоридай сообщает ему о враждебной и опасной коалиции на Аргуни.
Интересно, что в данном параграфе монголы следуют «вниз по течению Эргуне» и возводят Чжамуху в Гур-ханы при впадении в Эргун реки Кан-мурен. А это Трехречье, более известное в русской, забайкальской, истории нежели в истории Монголов Мира. Гуглите - Ган-Дербул-Хаул. Это - северо-восточная часть современного Автономного района Внутренняя Монголия, напротив Забайкальского, Краснокаменского, Приаргунского, Калганского и Нерчинско-Заводского районов Забайкальского края. Следовательно, в 1201 году названные монголы кочевали по правому берегу Аргуни, напротив указанных районов, где в начале - степь, далее - тайга, Большой Хинган.
(В VI-IX веках протомонголы жили в степи, в среднем течении Онона, просторам Дорнод до Далайнора, Приаргунье, при мощном движении тюрков - ушли в тайгу и горы - на Большой Хинган, потом снова вернулись в степь. Но всё пространство - Родина!)
Река Ган или Ганьхэ впадает в Аргунь недалеко от нынешнего Староцурухайтая (сурхай - щука), что в Приаргунском районе. Отсюда следует, что в 1201 году монголы кочевали по территории современной Хулунбуирской провинции или исторической Барги, по правобережью Далайнора и Аргуни, ниже по течению которой находится прародина Монголов Мира - Эргунэ-кун, напротив Нерчинского-Заводского района, на реке Цзилюхе, бывшие названия которой - Мэнгу, Нюархэ. На российской стороне реку зовут Быстрая.
Почему для проведения священного обряда монголы следуют именно вниз по течению Аргуни? Скорее всего, они всегда почитали дух своих предков, который находится на территории Эргунэ-кун, в предгорьях Большого Хингана, где они и назвали Чжамуху своим общим ханом. Видимо, ни в каком другом месте этот обряд совершить было нельзя.
Там, в Мэнъу-Шивей АРВМ, напротив села Олочи Нерчинско-Заводского района, в наши дни создают культурно-исторический центр монголов, чуть выше - Nei Mongolian Origin Museum. Это памятник Эргунэ-кун, географическое распространение которого в предгорьях Большого Хингана, между реками Цзилюхэ (Мэнгу, Нюархэ, Быстрая) и Ган-Дербул-Хаул, а также на левой стороне Аргуни, где вышеназванные российские районы и сёла: Абагайтуй, Брусиловка, Среднеаргунск, Кайластуй, Капцегайтуй, Богдановка, Дурой, Староцурухайтуй, Приаргунск,Зоргол, Бура, Средняя Борзя, Булдуруи 1-й, 2-й, Чалбучи-Килга. Горбуновка, Олочи, Ишага, Дамасово, Аргунск, Камара, Середняя, Верхняя и Нижняя Вереи, Башурово. На этих территориях прекрасная степь плавно переходит в тайгу и предгорья Большого Хингана.
Эти места трудно вырвать из контекста ССМ и притянуть их куда бы то ни было. Географию невозможно изменить, но именно это и пытаются сделать некоторые товарищи, историки-марксисты, которые способны на всё.
Конечно, никакие реки, включая и Аргунь, не были преградой для монголов средневековья, о чём и говорят древние шахты и выработки на российской стороне, Кондуйский и Хирхинский городища, захоронения в Окошках, усадьба Алестуй, а также Хунхэр хурэ, песчаные некрополи, курганы по обеим берегам Онона и другие памятники великой монгольской истории.
Вполне возможно, что на Аргуни, вблизи современных сёл Калайстуй и Капцегайтуй, существовал древний брод, по которому, уже в конце XVI или в начале XVII века часть монголов хори во главе с Дай хунтайджи и Бальжин-хатан перешла реку, дошла до Кондуйского городища (140 км), далее углубилась на территорию Восточной Сибири, где размножилась и стала называться хори-бурятами. Об этих временах напоминает песня «Хинган-голой бульжуухай», то есть - Жаворонок хинганских рек.
Напомню, что в Сокровенном Сказании Монголов река Онон упоминается 35 раз, Аргунь (Эргун) - 5 раз, Керулен (Келурен) - 12 раз, Халха - 7 раз. Вывод простой: все важнейшие события при объединении монгольских племён средневековья происходили в междуречье Аргуни, Онона, Керулена, Халхи, которое находятся вблизи Большого Хингана, но на значительном удалении от Хэнтэя и, естественно, Гоби, Саян, Алтая.
В следующий раз расскажу о названии и происхождении территории и народа Халха, которые вообще, кроме одноимённой реки, не упоминаются в Сокровенном Сказании Монголов, ибо сформировались значительно позже описанных в ССМ народов и событий. Пора…
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 541 912 0465 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Вид на Аргунь и Мэнъу-Шивей зимой. Дальше - Большой Хинган