Не знающие историю, теряют не только доходы, но и будущее потомков

Oct 01, 2023 09:48

#Монголы_России
Многое может меняться в жизни поколений, но неизменной остаётся география. Закрепленные в сознании и памяти людей места в некоторых случаях могут менять названия, но, естественно, - не расположение или свои координаты. Художественные произведения, особенно современных авторов, для доказательства каких-то фактов совершенно не годятся и даже вредны.
Речь идёт о реальных фактах, которые могут приносить небывалые доходы современникам и потомкам, но по глупости сказочников, они становятся упущенной выгодой.


Онон, места, где родился Чингисхан, о чём убедительно написано в Сокровенном сказании монголов. Вид со стороны туристической базы "Приононье". Дальний лес называется "Делюн-Нарасун".

Для обоснования и утверждения таких мест, у нас есть единственный документ, почитаемый всеми Монголами Мира, это - Сокровенное сказание монголов, где несмотря на поэтизацию, география указана точно.

«§141 Уговорившись возвести Чжачжирадайского Чжамуху в ханы, они приняли присягу, рассекая при этом с разбега жеребца и кобылу. Оттуда все они покочевали вниз по течению реки Эргуне и совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы на вершине, поросшей лесом горы при впадении в Эргуне реки Кан-мурен».

Тут я снова вернулся к §141 Сокровенного сказания монголов. Река Кан или Ган (Ганьхэ) втекает в реку Аргунь с правой её стороны напротив села Староцурухайтуй Приаргунского района. Кстати, это недалеко от исторического места Монголов Мира - Эргунэ-кун, что находится в нижнем течении Аргуни на Большом Хингане.
Текст параграфа убедительно доказывает, что даджираты и их лидер Джамуха жили на Аргуни, которая в ССМ названа 5 раз.

О пребывании монголов на реке Онон упомянуто в Сокровенном сказании монголов 35 раз, то есть из названных там географических наименований Онон указан больше всех. Не буду напоминать много раз описанные географические координаты о рождение Чингисхана в среднем течении Онона, по современным координатам в районе села Верхний Цасучей, но добавлю к ним другие.

«§ 54. В ту пору, охотясь однажды по реке Онону за птицей, Есугай-Баатур повстречал Меркитского Эке-Чиледу, который ехал со свадьбы, взяв себе девушку из Олхонутского племени. Заглянув в возок и поразившись редкой красотой девушки, он поспешно вернулся домой и привел с собой старшего своего брата, Некун-танчжия, младшего-Даритай-отчигина».
Случай известный и описанный разными авторами. Естественно, это не могло произойти в нижнем или верхнем течении Онона, где горы, скалы, тайга. Телега или возок, запряжённый быками, на котором ехали Чиледу и Оэлун, могла пройти только по относительно ровной поверхности. Такое место в Ононском районе, ближе к  современному Цасучейскому мосту, между сёлами Кубухай и Верхний Цасучей. Кстати, Кубухай - это Хубуухан, то есть сынок.

Запомним, что все современные мосты и дороги проложены по направлениям, которыми следовали поколения людей. И Цасучейский мост построен на месте бывшего брода.

«§ 56. Трое бросились за ним, но, прогнав его за семь увалов, вернулись. Есугай-Баатур повел за поводья лошадь Оэлун-учжин, старший его брат, Некун-тайчжи, ехал впереди, а младший, Даритай-отчигин, ехал вплотную рядом с ней».
В этом параграфе сказано, что Чиледу скакал не по горам, скалам или тайге, а по увалам, то есть пологим сопкам, имеющимся в Ононском районе, где находятся указанные современные сёла. В горах и тайге Хэнтэя он никуда бы не ускакал.

«§ 59. Тогда-то Есугай-Баатур воротился домой, захватив в плен Татарских Темучжин-Уге, Хори-Буха и других. Тогда-то ходила на последах беременности Оэлун-учжин, и именно тогда родился Чингис-хаган в урочище Делиун-балдах, на Ононе».

Думаю, что привязанность текста этого параграфа к среднему течению Онона сомнению не подлежит. Более того, татары в то время жили между Улзой и озером Далайнор современного Дорнод аймака, что напротив Ононского района, где и происходили степные битвы. Примерно, в том же месте был позже отравлен и Есугей-батор.

Также в Сокровенном сказании монголов упоминается Ононская дубрава, единственный лесной массив на всём течении Онона, ныне это Цасучейский заказник или бор Ононского района, где находятся сёла Ононского района и, естественно, Делюн-Болдок. (Дубы по Онону не растут, а дубрава - ошибка переводчика).
«§ 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян. Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин. Хутухту-Мангуров сын был Бури-Боко. Это он-то и рассек Бельгутаю плечо на пиру в Ононской Дубраве».
«§ 81. …Он прилег было в Ононской дубраве, но, опасаясь, как бы его не заметили, скрылся в воду. Он лежал в заводи лицом вверх, а шейную колодку свою пустил плыть вниз по течению».
§ 130. Тогда Уруудский Чжурчедай и Мангудский Хуюлдар, выждав время, когда Чжамуха отступил оттуда, отстали от него и явились к Чингисхану во главе своих Уруудцев и Мангудцев. Тогда же отстал от Чжамухи и присоединился со своими семью сыновьями к Чингис-хану и Хонхотанский Мунлик-эциге, который в это время, оказывается, был с Чжамухой. На радостях, что к нему добровольно перешло столько народа, Чингисхан, вместе с Оэлун-учжин, Хасаром, Чжуркинскими Сача-беки и Тайчу и со всеми прочими, решил устроить пир в Ононской дубраве».
На этом можно остановиться…

Нет никакого сомнения, что рождение и юность Чингисхана прошли в среднем течении Онона, в Ононском районе, где с его именем связаны современные сёла, названия которых также говорят о нём и монголах - Дурулгуй, Кубухай, Цасучей, Икарал - Доролго, Хубуухан, Саһаша, Эхэ-арал...
Также нет сомнения, что Аргунь - река Джамухи, а Онон - Чингисхана. Спрашивается: почему не ставим памятники и не идентифицируем?

Кстати, если не ошибаюсь, то памятник Бабажи-Барас батору, поставленный в посёлке Агинское, изначально был посвящён Чингисхану, но потом, по соображениям какой-то мнимой безопасности, которое почему-то всегда присутствует в жизни бурят, был переименован.
По этому поводу вспоминается абзац Д.Г. Дамдинова в его книге "О предках Гантимуровых", где он употребил выражение «мелкая сошка» по отношению Гантимура к Чингисхану. Дашинима Галданович Дамдинов был честным учёным и одним из лучших представителей Агинского округа.
Тема "Личность в истории" известная. Упомянутые примеры не для принижения или оскорбления "сошек или не сошек", а для исторической иерархии, без которой невозможно бытие народа и человека. А двойственность ни к чему хорошему не приведёт.
Проживание на берегах реки Онон, особенно в её исторических частях, - величайшая ответственность перед всеми монголами мира и их потомками. И тяжесть такой ответственности должны нести не только люди, живущие в конкретных местах, но и все, кто находится в ближайшем окружении независимо от социального статуса. Особенно это касается правильной идентификации сакральных участков и урочищ.

Монголам России, в нашем случае бурятам, пора избавиться от иллюзий и всяких сказок с тем, чтобы точно идентифицировать и себя, и географические места своего нынешнего нахождения, ничего не выдумывая и не притягивая к ним тех героев, которые никогда там не были. Зачем, выдумывать то, чего никогда не было и не могло быть, закрывая явные возможности и будущее потомков?

Призвав в ононский Делюн-Болдок, на место рождения Чингисхана, хилокского Бабжи-Барас батора, персонажа 17-18 веков, жители берегов Онона не только потеряли огромные доходы от места своего проживания, но и совершили большой грех перед потомками всех монголов мира. Никакие шаманы или ламы ситуацию не исправят. Это надо делать самим...
В случае понимания реальной истории мировая известность и небывалый поток туристов со всех концов планеты, а с ними и доходы, гарантировано обеспечены. Неужели не понятно?

Тема будет продолжена.


Туристическая база "Приононье". В поиске решений. Пора бы уже решиться...

Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 541 912 0465 (Балдоржиев Цырен-Ханда).

#Монголы_Мира, Аргунь, Делюн-Болдок, Онон, #Монголы_России, Чингисхан

Previous post Next post
Up