Живой Журнал уже тем хорош, что позволяет оценить и исправить содержимое уже собранного, написанного. Добавить, сократить, привести в норму. В эти дни готовится: осмысливается и исправляется материал об Агинском педагогическом училище имени Базара Ринчино. Исправления смотрите в предыдущих публикациях. Рабочее название "Светоч гуманизма".
Светоч гуманизма-1, Светоч гуманизма-2, От курсов до педагогического училища
Первые учительские курсы в Агинском были созданы в 1917 году, в 1918 году открылись постоянные двухгодичные педагогические курсы, рассчитанные на 20 человек. Преподавали - Б. Барадин, Б. Гомбоин, А. Г. Бажин, А. П. Чайванова, А. Н. Хазагаев. (Ставлю инициалы, потому что полные имена и отчества в материалах отсутствуют). В 1920 году педагогические курсы окончили 11 человек. Учителей в школах по-прежнему не хватало. В 1922 году организовали одногодичные педагогические курсы, которые укомплектовывались по обязательной разнарядке.
В 1924 году действовало уже 20 школ, в которых обучалось 798 учащихся, работали 42 учителя. В 1925-1926 учебном году на территории Агинского аймака числилось 6961 детей школьного возраста, обучалось же 973, в 1929-1929 учебном году число обучаемых детей стало 2054 человека.
Очень значительная веха в системе образования России: 14 августа 1930 года Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании».
Об истории Агинского педагогического колледжа имеется огромное количество материалов, которые писали, как преподаватели, так и сторонние авторы. Можно, сказать, что каждый из них внёс своё видение и мнение, вместе эти материалы - множество фактов из жизни училища, в котором ни один факт невозможно признать приоритетным в чём-либо, но - необходимым для отдельного случая и обобщения исторических сведений.
Первое здание Агинского педагогического училища. Построено в 1929-1930 годах. Занятия проходили с 1930 по 1975 годы.
Факты свидетельствуют, что усиление системы образования Советской власти на окраинах страны было начато в связи с необходимостью увеличения количества педагогических кадров для ликвидации безграмотности и начала колоссальных работ по преобразованию общества и страны. Могут ли современники с высоты своего времени увидеть мрак невежества и бескультурья, в который была погружена дореволюционная Россия и её окраины?
В соответствии с решением коллегии Наркомпроса РСФСР и последующим Постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 20 июля 1930 года Агинская школа II ступени была реорганизована в Агинский педагогический техникум, названный позже училищем.
На каком же историческом фоне произошло такое событие? Это было время выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, принятого в 1928 году. Страна нуждалась в кадрах. Требовалось наращивать экономическую и военную мощь небывалыми доселе темпами. Это была эпоха «Великого перелома». страна из аграрной должна была превратиться в индустриальную. Учиться и ликвидировать безграмотность - главная задача активной части населения.
Роль Агинского педагогического училища в приобщении населения к азам существовавших на то время цивилизационных норм и ликвидации безграмотности, очевидна и неоспорима.
Начиная с 1933 года до наших дней, за девяносто лет деятельности, училищем подготовлено почти 5000 специалистов. Это - учителя начальных классов, изобразительного искусства, физической культуры, культуры, музыки, дошкольного образовательного учреждения. С первых дней создания учащиеся и выпускники училища неустанно рассеивали мрак невежества, обучая детей от самых простых цивилизационных навыков, чтения и арифметики до географических познаний мира и сложнейших наук. В годы первых пятилеток именно учителя должны были принять самое активное участие в хозяйственной и политической жизни страны.
В Агинском ускоренными темпами создавалась учебно-материальная база, строили, лучшее по тем временам, двухэтажное типовое здание учебного корпуса, где имелись 16 помещений, в числе которых были - зрительный зал, учительная, учебная часть очного отделения, учебная часть заочного отделения, директорская, зал для занятий физкультурой, библиотекой и классы.
На территории техникума располагались общежития с мебелью и постельными принадлежностями, рассчитанные на проживание 40 учащихся, а также - столовая. Имелось также подсобное хозяйство, где содержали домашних животных, конюшня на, пять лошадей, используемых в качестве гужевого транспорта. Продуктами снабжали окружной потребсоюз и подшефные хозяйства.
Техникум готовил учителей начальных классов для обучения на бурятском и русском языках, кроме того - воспитателей детского сада, явления в наших краях доселе невиданного и поначалу непонятного…
В 1933 году Агинский педагогический техникум был переименован в училище, в том же году училище окончили по данных одних исследователей 9 человек, других -10 человек. Впрочем, сохранилась фотография, по которой можно уточнить данные. Там 12 человек, некоторые из них, конечно, учителя.
С того же, 1933 года начало работать заочное отделение обучения, которое просуществовало до 1958 года.
Первым директором училища была Константин Михайлович Степанов. Преподавателями работали - Кирилл Андреевич Олзоев, Чойжил-Лхама Базарон, Виктор Николаевич Долгополов и многие другие. В этом издании постараемся найти и опубликовать сведения о каждом преподавателя того времени.
Эпоха «Великого перелома» - эпоха комсомола, молодых, активных, целеустремлённых людей, о которых писали Николай Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей» или Николай Майоров: «И как бы ни давали память годы, нас не забудут потому вовек, что, всей планете делая погоду, мы в плоть одели слово «Человек»!
Эти утверждения имеют реальные обоснования: всего за 12-14 лет отсталая страна с неграмотным населением стала индустриальной, образованной и самой мощной державой мира.
Комсомольская ячейка в Агинском была создана в 1921 году, состав - 15 человек, полных решимости преобразовать мир. Они и сыграли основную роль в том, что социалистическое сознание, стремление к изменению уклада жизни и развитию, охватили большинство бедняцкого населения и молодёжи и стали приоритетными в обществе. Это очень важная победа! На одном энтузиазме, не помышляя о каких-то личных выгодах, комсомольцы активно занимались ликвидацией безграмотности, борьбой с мракобесием и предрассудками. Профессиональный педагогический процесс был начат комсомолом.
Продолжение следует.
Живой Журнал работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! СПАСИБО - кто сколько может. мобильный банк - 8 924 516 81 19, карта - 4276 7400 1903 8884, яндекс - 5106 2180 3400 4697 или -