Любое образование - это процесс пробуждения и развития когнитивных возможностей и способностей, высших функций мозга. Этот дар эволюции и делает человека человеком, способного узреть предпосылки и промежуточные стадии того, что существует в современности, созидательной частью которой является он сам на стадии своего активного существования.
Предложенный выше читателю абзац, надеюсь, будет введением к повествованию о некоторых моментах истории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино». Одна из задач издания - создать основу для наиболее полной систематизации истории училища, которая потребуется как современникам, так и потомкам.
Прежде чем, говорить об истории образования, конкретно, истории Агинского педагогического колледжа, следовало бы сказать несколько слов об истории административно-территориальной территории, с возникновением которой появляется её структура. Органичной частью такой структуры является система образования, включающая в себя образовательные учреждения.
Преподаватели и учащиеся у здания Агинского приходского училища. Дореволюционный снимок.
Вместе со множеством функций когнитивные возможности предполагают неразрывность развития мысли, откуда появляется историческое чутьё и видение. В нашем случае мы должны представить Забайкалье середины XIX века, территорию Агинского Бурятского округа, конкретно - маленькое селение Ага, где 21 мая 1842 года была открыта первая школа. Вероятно, другой школы на большом пространстве вокруг села Аги, не было. Что предшествовало этому? Возникновение Агинской степной думы, то есть образование административно-территориальной единицы государства.
Вместе со множеством функций когнитивные возможности предполагают неразрывность развития мысли, откуда появляется историческое чутьё и видение. В нашем случае мы должны представить Забайкалье середины XIX века, территорию Агинского Бурятского округа, конкретно - маленькое селение Ага, где 21 мая 1842 года была открыта первая школа. Вероятно, другой школы на большом пространстве вокруг села Аги, не было. Что предшествовало этому? Возникновение Агинской степной думы, то есть образование административно-территориальной единицы государства.
Орган местного самоуправления агинских бурят - степная дума была образована в 1839 году, а первая школа через три года - в 1842 году. А что стало причиной создания Агинской степной думы? Разрозненное расселение и переселение части хори-бурят с берегов Ингоды, Хилка, других рек и озёр, а проще - лучших земель современного Забайкальского края на территорию современного округа в связи с передачей земель пришлому русскому населению, начавшейся с начала XIX века.
Для более лучшего понимания современников: жившие почти рядом с землями современной Бурятии и подчинявшиеся Хоринской степной думе, часть хори-бурят вынужденно перекочевала на земли современного Агинского Бурятского округа, такое удаление от государственных структур создало большие неудобства для управления. Сначала на этой территории создавали управу, причисляли к Нерчинскому округу, а в 1939 году на основании ходатайства местного населения была создана отдельная Агинская степная дума, в структуре которой зародилась система образования с первым образовательным учреждением, которое официально называлось Агинское приходское училище.
Каково наше обобщение? Часть хори-бурят, бежавшая в начале XVII века во главе с Бальжин-хатан от рабства из междоусобной в то время Монголии и ставшая свободной на пространствах Восточного Забайкалья, обрела свою территорию и возможность устойчивого развития только в первой половине XIX века с образованием своей административно-территориальной единицы - Агинской степной думы, а вместе с ней Агинского приходского училища, ставшим уже в XX веке школой II ступени, в 1930 году - Агинским педагогическим техникумом, затем училищем, а в наше время - Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино», где учатся представители разных народов России.
Большая история. О некоторых моментах этой истории и современности и будем размышлять. Ведь в реальной истории - всё факты, предпосылки, промежуточные стадии и неясные контуры будущего, а гуманизм без поддерживающих представлений исчезает очень быстро, что не раз доказывало время. Современность - активный момент истории, как результат предыдущих промежуточных стадий. Имея поддерживающие представления о гуманизме, современник никогда не потеряет истинное направление.
Продолжение следует.
Живой Журнал работает благодаря поддержке народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! СПАСИБО - кто сколько может. мобильный банк - 8 924 516 81 19, карта - 4276 7400 1903 8884, яндекс - 5106 2180 3400 4697 или -