«Брат 2» в Москве. Часть II. Фашист

Oct 09, 2013 15:04


Российские сцены фильма «Брат 2» снимались в Москве, и любой желающий в столице может прогуляться по местам съёмок этого культового кино.  Но если пройтись по Красной площади или «вон за тем домом направо» (театр на Таганке) труда не составит, то для поиска некоторых других уголков Москвы, попавших в кадр, придётся быть внимательным.

В прошлый раз я остановился в районе Ивановской горки - там, где Данила и Виктор Багровы разобрались с башибузуками банкира Белкина. А теперь отправлюсь на Хитровку, чтобы показать места съёмок другого запоминающегося эпизода из «Брата 2». Так как это недалеко, то я без спешки пройдусь, а заодно расскажу о других достопримечательностях района.

Хитровка - это в прямом смысле музей под открытым небом. Здесь правда настолько тесно переплелась с вымыслом, что уже не отличить искусство от жизни. Более того, искусство уже давно стало частью местной истории.

Расстреляв бандитов Белкина и подорвав машину, Багровы вышли из этой подворотни.



Повернём направо - в сторону Солянки.



Улица Солянка. Больше здание - это Государственная фельдъегерская служба России.

Повернём налево.


В центре виден храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Сама Солянка уходит вправо, но нам нужно то, что слева, - Подколокольный переулок.


В левой части фотографии видна та самая подворотня, в которой в начале акунинской «Детской книги» Ластик Фандорин встретился с собакой.  


Памятник перед храмом.




Скульптуру установили в память о погибших во время теракта в осетинском Беслане в 2004 году. Символично, что композиция находится там, где работала съёмочная группа фильма «Брат 2» (многие члены которой отправились в Кармадонское ущелье Северной Осетии вместе с Бодровым).




Нам дальше - в Подколокольный переулок.


Поднимаемся. Проходим мимо Малого Ивановского переулка, вверх по которому побежал акунинский Ластик Фандорин к палатке Люси.


По этому же переулку, но уже спускались машины во время погони в «Брате 2».


Продолжаем подъём по Подколокольному переулку. Проходим мимо Подкопаевского переулка и церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. В историческом центре Москвы много - сорок сороков - храмов и церквей.


По Подкопаевскому переулку братья Багровы уже ехали вверх во время автомобильной погони.


Идём по Подколокольному переулку дальше.




Подошли к Хитровской площади.


Посмотрели направо. На стыке Певческого, Петропавловского и Подколокольного переулков находится некогда популярное среди хитровской публики заведение «Утюг» (упоминается в «Москве и москвичах» Владимира Гиляровского).  


Повернули налево.




Подходим к этим воротам. Вроде бы обычные, но нет. Они особенные - за ними время течёт вспять.


Заходим во двор.




Разворачиваемся.


Наслаждаемся.






Даня и его армейский товарищ Илья Сетевой приходят за оружием к Фашисту.




Флегматичный Фашист недоверчиво открывает эту дверь.


- Свой своему поневоле брат. Народная фашистская поговорка.

На Хитровке ничего не изменилось. Та же табличка на дверях.

Тот же шкафчик, стоявший за спиной Данилы.


- Немец?
- Русский. 


Потом они идут в подвал.


- Вообще-то у меня... это... дед на войне погиб.
- Бывает…




Вот и ступеньки.


К оружейным схронам Фашиста не пройти. Но нам и не надо, хранилище боеприпасов снимали уже не на Хитровке, а в павильонах киностудии.


На этом можно было бы закончить фотоэкскурсию, но я покажу ещё одно место. Для лирико-философского завершения.

Когда мы зашли во двор, то повернули налево, но можно и прямо пойти.




И свернуть к этому дому.


Не только Сергей Бодров и Алексей Балабанов, но и Станиславский полагал, что сила в правде. В 1902 году, готовясь к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне», Константин Сергеевич привёл сюда свою труппу. Действие горьковской пьесы разворачивается в ночлежке, а Хитровка XIX и начала XX веков была таким «дном», что глубже и днее некуда. Это был самый криминальный район дореволюционной Москвы, где собирались воры всех рангов, сутенёры, проститутки, убийцы и оборванцы.  Вот Станиславский и решил, что он сам и остальные актёры должны обязательно прийти и пообщаться с местной публикой.

Трактир «Каторга» (не сохранился до наших дней), куда пришла труппа, стоял, скорее всего, на месте этого дома. Или рядом...


В «Каторге» актёрам чуть было не понадавали смертельных люлей (пардон за моветон), но вмешался Гиляровский, который тоже пришёл с театральной труппой. Во-первых, Гиляровский был сам физически крепок, а во-вторых, будучи журналистом, не раз бывал на Хитровке и лично знал бандитов. К счастью, никто не пострадал, актёры прониклись атмосферой и услышали забубённо-термоядерный русский мат, а на показах спектакля был аншлаг.

Мизансцена из «На дне». Крайний справа - Станиславский в роли Сатина.


97 лет спустя, во время съёмок драки в чикагском гетто, Балабанов попросил темнокожих ребят не жалеть Бодрова, чтобы потом на экране выглядело естественно. В итоге Сергею сломали несколько рёбер, а «Брат 2» стал культовым фильмом. Кстати, все матерившие и избивавшие Бодрова после съёмок дружно брали у него автографы.

- У тебя деньги есть?!


А ещё у Бодрова, как и у Станиславского, не было ни высшего актёрского, ни режиссёрского образований.

***

Содержание:

«Брат» в Петербурге. Открыточные виды:
Часть I. 1-й Зимний мост, Медный всадник, Исаакиевский собор, Аничков мост;
Часть II. Мойка, Казанский собор, Троицкий мост;
Часть III. Дом Адамини, Дворцовая набережная.

«Брат 2» в Москве:
Часть I. Автомобильная погоня;
Часть II. Квартира Фашиста на Хитровке;
Часть III. Яузский бульвар;
Часть IV. Высотка на Котельнической набережной;
Часть V. По маршруту таксиста;
Часть VI. Виктор Багров;
Часть VII. Банкир Белкин;
Часть VIII. Бонус-трек.

Топография «Войны»:
Часть I. Чегемское ущелье Балкарии;
Часть II. Черекское и Баксанское ущелья Балкарии, Санкт-Петербург, Москва.

Хитровка, кино, Балабанов, Бодров, Москва

Previous post Next post
Up