Формально-каноническое представление о Троице
несомненно восходит к дуализму иудейского неоплатоника 1 века н.э. Филона Алескандрийского, впервые введшего между невидимым потусторонним Творцом-Яхве, с которым он отождествил платновского Демиурга и аристотелевского Нуса, и видимым тварным материальным миром как двух чуждых противоположных полюсов реальности посредника - Логоса, одна сторона которого представляет собой скрытую в самом Творце Мысль-Слово непроизнесенное - эйдический Замысел, а вторая - открытую во вне манифестацию этого Замысла как воплощающее его в мире Слово произнесенное - да будет Это и То! - с переносом родовых эйдосов на материю единичных сущих.
но так как любое слово произносится энергией выдоха, а в Книге Бытия о начале творения сказано "и Дух Божий витал над водами", то диада Бог-Логос естественно преобразуется в триаду Бог-Логос-Дух,
св. Григорий Богослов:
«Единица, искони двинувшись во двоицу, на троице остановилась. Μονὰς ἀπ' ἀρχῆς εἰς δυάδα κινηθεῖσα, μέχρι τριάδος ἔστη. «И это у нас - Отец и Сын и Святый Дух, первый «(ὁ μέν) - родитель и изводитель (разумею: в бесстрастном, безвременном и бестелесном смысле), а из последующих одно - рождение, другое - изведение (τῶν δὲ, τὸ μὲν γέννημα, τὸ δὲ πρόβλημα)»,
или развернуто:
Божественный Ум-Творец
рождает в себе
Божественное Слово-Мысль как Божественный Замысел
и изводит из себя
Божественный Дух, транслирующий Божественный Замысел,
воплощая Его в Мир.
таким образом, если природы Божественного Ума-Творца и творимого Им Мира абсолютно чужды друг другу, но при этом Мир воплощает Божий Замысел, то Божественное Слово необходимо должно быть дву-природным, соединяя Природу Творца с природой твари.
однако очевидно, что тут нет Сердца, которое оказалось у... Суламифь, Саломеи и Лу Саломэ, певших Песнь Песней о потерянной Божественной Женственности, а каноническая Троица - гомофильской структурой, в которой не может быть истинной Любви, о чем и повествует Ветхий Завет.
и Сыны Божьи спускались к дщерям человеческим...
ибо если в Троице нет Женского Лица (Души-Сердца), то либо женщина не человек, либо каноническое представление искажено креационизмом с имплицитным дуализмом Абсолютного Бытия Бога (Добра) и Абсолютного Не-Бытия Ничто (Зла), соединением коих через божественные энергии в Ветхом Завете и должна быть всякая тварь.
и если человек есть образ и подобие Божества, а Божество есть единство трех единосущных, нераздельных и неслиянных Лиц, то и подлинный человек есть единство трех подобных лиц.
это непреложная истина.
однако вся догматика перекошена в силу внутренней глубинной дисгармонии Ветхого Завета.
но поскольку догматика есть фундамент богословия, то все богословское здание будет непрочным, неизбежно порождать ереси и в конце концов атеизм с компенсацией в форме гинекократии.
Проблема отличия Духа от Души и какое Лицо Троицы соотв. Ее Душе и онтологии Начала вообще.
Пара душа-дух (лат. amima-spirit; гр. psyche-pneuma; евр. nefesh-ruah) изначально представляла собой два противоположных аспекта единого ритма дыхания как существенного признака жизни, прежде всего дыхания воздухом, но также как совершение любых исходящих (вы-дох) и восприятие входящих (в-дох) действий:
- душа есть то, из чего исходит или во что входит дух, а также готовность испустить из себя или впустить в себя;
- дух есть то, что исходит из души или входит в душу, а также готовность изойти или войти.
в данной оптике дух ассоциируется с ветром (ласковым, пронизывающим или грозовым с громом и молниями), светом или звуком, а также с запахом и проницательно-умным (но не созерцательно-душевным) зрением, а душа с объемом-сосудом, испускающим или (вос-)принимающим все это, и, таким образом,
у ариев, славян, германцев и италиков дух естественно представляет мужское, а душа - женское начала.
т.о.,
душа - чаша c широтой, глубиной и чувствами-желаниями,
дух - меч с высотой, твердостью и умом-умением,
и от них - сознание - ориентирующий дух в душе огонь-взор, ясный и спокойный.
однако для средиземноморского (семито-хамитского) ареала, искони было характерно понимать исходящее как продолжение-градацию испускающего: выдыхаемый ветер или произносимый звук как продолжение говорящего, т.е. то, что у ариеев есть дух,
у семитов и хамитов является внешней активной градацией души - ruah, покинувшей внутреннюю животную душу nefesh, и потому также представляет женское начало (душа - гнездо-нефеш и голубка-руах, а духа там нет)
поэтому у семито-хамитов летает душа-ведьма, а у яфетидов - дух, оплодотворяющий души.
Понятно, что сиё имеет прямое отношение к поиску женской Ипостаси Св.Троицы:
- в семито-хамитском понимании ею оказывается "Дух Святой" (на самом деле душа), что чуждо яфетидам
исходя из истины Природы Божества, выраженной прежде всего в Евангелиях, особенно у Иоанна Богослова, и у Ареапагита, получаем:
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, -- в Начале было Слово (в Душе было Слово),
καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, -- и Слово было от Бога (и Слово было от Духа),
καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος -- и Богом было Слово (и Сыном было Слово)
c проекцией на мир:
с онтологией Начала с отличением Бытия от Сущего:
0. Начало всего сущего безначально и абсолютно, т.е. от-решено от всякого сущего (анти-тезис)
1. Всякое сущее есть "То или Это" (предикация сущего субъекта, тезис).
2. Стало быть, Безначальное Начало всего сущего апофатично и потому не "То или Это", но "не То и не Это", т.е. не сущее, но Ничто [из сущего] (невозможность предицировать Безначальное Начало).
3. Безначальное Начало [всего сущего] присуще всякому сущему и потому есть Бытие [как таковое]
4. Стало быть, Безначальное Начало = Ничто = Бытие.
5. Сущее есть то, что существует.
6. Стало быть, Безначальное Начало [= Ничто = Бытие] не существует, но есть [исток существования].
7. Существование есть ex-sistentia - вы-ступание, вы-ход, вы-дох из себя.
8. Стало быть, выдох Безначального Начала не есть несущее Безначальное Начало, но есть Первое Сущее Начало - Дух, исходящий из Безначального Начала.
9. Безначальное Начало, будучи Ничто, есть Смерть, Покой, Тьма и Тишина - Вечность и Бытие-Возможность.
10. Дух, исходящий из Безначального Начала, есть Жизнь, Движение, Свет и Звук - Время и Бытие-Действительность.
11. Стало быть, Безначальное Начало есть сияющая Тьма и звучащая Тишина - Душа и Сердце Мира.
12. Покинув Душу, Дух стремится вернуться в нее.
13. Дух, возвращаясь в Душу, зачинает в Ней Второе Сущее Начало - Слово и становится Умом.
14. Слово, зачатое Духом в Душе и рожденное Ею, есть Сын-Логос - Сознание, Мысль, Огонь и Речь.
15. Логос снимает оппозицию Смерти и Жизни, Покоя и Движения, Тьмы и Света, Тишины и Звука - Сердца и Ума,
16. Триада Душа-Сердце-Тьма, Дух-Ум-Свет и Слово-Мысль-Огонь - превечная Пресвятая Троица.
17. Пресвятая Троица созидает Мир и человек есть Ее образ и подобие как дитя есть образ и подобие отца и матери.
18. Мир есть гармония Бытия и Сущего в единстве многообразия сущих через Логос.
19. Однако масса сущего закрывает собой Бытие как масса листьев Древа скрывает корень, перекрывая путь Духу и вызывая отпадение сущего от Бытия и распад единства.
20. Логос, очищая пути Духа, что есть Война, вновь собирает сущее в единство и воссоединяет сущее с Бытием, что есть Любовь.
21. Стало быть, сущий Светоносец вечно исходит из Тьмы несущего Начала, рождающего от Него Логос - Истину, Путь и Жизнь, - собирающего мысли в образ, народ в царство, воинов под знамена, смертью смерть попирая, ибо смерть есть бытие, но не существование.
православная аскеза имеет в основе триаду сердце-молитва-ум (умное сердце, умное сердечное слово, сердечный ум), где Сердце соотв. 1-му Лицу Троицы (Душе-Матери-Сырой-Земле), Молитва - 2-му (Слову-Сыну), Ум - 3-му (Св.Духу-Отцу-Сияющему-Небу).
и крещение православных в воде (в Душе - Иоанн Предтеча крестил в воде) и огне (от Духа-Отца - Исус крестил огнем)