В 1951 году в райцентре Сузун Новосибирской области (на границе с Алтайским краем) появился аэродром и начались регулярные полеты самолетов По-2 из Новосибирска. По пути самолет пролетал поселок Битки, где находился радиомаяк, помогавший пилотам ориентироваться в пути. Сейчас интернет выдает расстояние Сузун - Битки по трассе - 52 км, а по прямой - 47 км. Раньше дороги там или совсем не было, или значительное время она была проходимой только на лошадях.
Вот об аэродроме Битки и пойдет речь в этом посте. Фото выше - Сузун. Авиационых снимков из самих Битков пока не нашлось.
01. Сначала немного про ситуацию середины ХХ века. Карта 1947 года. Дороги были... даже не знаю, какими тогда были дороги.
02. Из книги про Новосибирскую область издания 1955 года. "Автомобильный тракт только до Искитима".
03. Битки в 1959 году из другой книги "Районы Новосибирской области". Маслозавод, школа, больница. Это не райцентр, это, в то время наверно тоже - сельсовет.
04. Вот про дороги Сузунского района 1950-х.
05. Карта района тех лет.
06. Аэродром в Битках появился в сентябре 1964 года. Это следует из записей последнего начальника этого аэродрома, а ранее начальника аэродрома в Сузуне Зулина Михаила Александровича.
Расписание Новосибирского авиаотряда 1972 года - рейс в Битки.
07. Расписание 1976 года. Сузун - 4 рейса в день плюс один рейс через Битки.
08. Заметка про Битки в газете ЗСУ ГА 1970-х. Есть критика условий обслуживания пассажиров.
09. Первый начальник аэродрома (до этого - радист в Битках и потом - снова радист) - Ревягин Александр Васильевич.
10. Второй начальник - ветеран Великой Отечественной Белкин Александр Яковлевич. Его боевой путь -
тут, 1924 года рождения. Был призван в 1942 году из Битков, демобилизовался в мае 1945 года.
11. Третий и последний начальник, с 1987 года - Зулин М.А. Повторюсь, до этого он много лет работал в аэропорту райцентра Сузуна.
12. Городской аэропорт Новосибирска, откуда, в частности, летали Ан-2 по области. Открытка 1961 года, подписи там на обратнйо стороне - на 4 языках, от английского до испанского.
13. Стоянки Ан-2 в городском порту.
Здесь слово бывшему пилоту Ан-2 Новосибирского авиаотряда в 1980-х Олегу Деркачу:
- В основном пассажиров Ан-2 привозили на эту стоянку и на дальнюю. Дальняя стоянка видна на этом фото, в правом верхнем углу, где стоят четыре одиноких Ан-2. В 1980-х на дальней стояло гораздо больше бортов - около двадцати, в две линейки. Некоторое время Ан-2 стояли и напротив грузовых перевозок, там позднее стояли уже Л-410.
- Рейс Новосибирск - Битки - Сузун - Новосибирск выполнял очень часто. Обычно в день ставили один экипаж на выполнение трех рейсов в Сузун. Утром, в обед и вечером. Получалось в среднем двенадцать взлетов и посадок за эту тройную связку и налет - около 7 часов.
14. Заметка в "Правде" про инцидент с Ан-2. Никто не пострадал. Рейс как раз Новосибирск - Битки - Сузун.
15. Аэродром Битки был закрыт 1 октября 1991 года. На год позже, чем аэродром Сузун.
16. Современная карта с дорогами. По идее, можно проехать от Искитима до Битков.
В 1989 году отправки из аэропорта Битки составили 1360 человек, в Битки - 1551 человек. Данные взяты из документа о закрытии аэропорта выше. Документ находится в Сузунском краеведческом музее [2016 год].
В 1970 году, по данным областного архива (ГАНО), отправки из Битков составили 3164 человека. При этом, за год было выполнено 334 самолетовылета на Ан-2 и 1 вылет на Ми-1. Из Сузуна было отправлено 7080 человек, выполнено 829 рейсов Ан-2, 7 - Як-12 и 105 - Ми-1.