Обновлено 06 января 2021.
История краткая, в первом приближении. Это первый советский аэропорт Южно-Сахалинска, построенный в свое время японцами.
Известно, что в городе Тоёхара, столице Южного Сахалина при японцах (ныне Южно-Сахалинск), был достаточно крупный аэродром Осава. В 1930-х годах существовала авиалиния Токио - Сендай - Аомори - Саппоро - Тоёхара) компании «Авиалинии Великой Японии». (1 - источники в конце поста) Что это за перевозчик, пока не искал. Начало полетов по этой линии - 1931 год, точнее пока даты нет. Аэродром имел бетонную ВПП длиной 1200 метров (2). В августе 1945 года его бомбили советские самолеты (3). Для интересующихся, бомбардировка железнодорожного вокзала в Тоёхаре описана штурманом Пе-2 55 МТАП Мироновым, непосредственным участником этих событий (4).
01. Аэродром Осава (будущая Большая Елань) в начале 1930-х годов при японцах.
02. Также японские 1930-е.
03. Из текста сахалинского краеведа Челнокова (ссылка ниже).
04. Из первых советских послевоенных документов.
После победы над Японией в 1945 году Осава стала использоваться как главный аэродром уже советскими Военно-воздушными силами (гражданский воздушный флот в это время подчинялся ВВС). Минимум до конца 1946 года Осава оставалось географическим названием (5). Тоёхара была переименована в город Южно-Сахалинск в июне 1946 года (6). В 1947 году Южно-Сахалинск стал столицей Сахалинской области, в этом же году ставшей самостоятельным субъектом РСФСР. До этого после окончания войны на острове одновременно существовали две области: прежняя Сахалинская на севере и новая - Южно-Сахалинская область, с делением по бывшей границе с Японией. Причем, обе входили в состав Хабаровского края. Одновременно с административными изменениями, в марте 1947 года в аэропорту Южно-Сахалинска был создан собственный 38-й авиатранспортный отряд (АТО). Возглавил его Приходовский М.И. (во время войны пилот 12 транспортного отряда ДВУ ГВФ 10 ВА 2 ДВФ) (7) Основное двухэтажное деревянное здание аэропорта было построено японцами. В нем в послевоенные годы располагались основные службы предприятия (8). В том же 1947 году на Южном Сахалине и Курильских островах введен пограничный режим, который действовал до 1991 года.
05. Японское здание аэровокзала. Надпись "Южно-Сахалинск".
06. Описание попытки вылета из Южно-Сахалинска в начале 1947 года (4).
07. Это расписание из Москвы у меня подписано как 1950-й год.
08. Приходовский Михаил Иосифович, 1917 года. Фото сделано в 1978 году.
38 АТО стал базовым для двух самолетов Ли-2, в июле 1948 года к ним добавляется С-47 (9). Гражданские рейсы на Курильские острова появились в 1950 году (8). В 1951 году аэродром «Южно-Сахалинск» (Большая Елань) был подготовлен к приему самолетов Ил-12 (10). Для взлета-посадки этому самолеты нужна была полоса длиной менее 1000 метров. Что мешало принимать Ил-12 в предыдущие несколько лет, пока не выяснил. Точный ли тут год начала полетов Ил-12 на Сахалин как 1951 - не знаю. Базовых гражданских Ил-12 на Сахалине, похоже не было. Во всяком случае, их следов не найдено.
09. Фото хабаровского Ил-12 СССР-01346 в Большой Елани (судя по номеру, фото 1958 года или позже).
10. Следующие пять иллюстраций взяты из документального фильма "Остров Сахалин", который снял известный режиссер Эльдар Рязанов. Фильм вышел в 1954 году.
Посадка Ли-2.
11. Ли-2 СССР-Л4483. Искал его в российском интернете, не нашел. Нашелся в зарубежных источниках. Известно, что самолет базово эксплуатировался на Дальнем Востоке.
12. Пассажиры 1950-х. Слева - почти объятия девушек. Одна прилетела, вторая встречает.
Если номер 18428510, то это борт СССР-Л4517.
13. Ли-2 на стоянках Большой Елани.
14. С августа 1953 года по декабрь 1955 года командиром 147 лётного отряда ДВУ ГА работал Михаил Иванович Алексашин.
15. Повтор заглавного фото с авторством.
Ниже упомянута известная советская история, здесь приведена в связи с Ли-2. Текст из районной газеты Новосибирской области 1960 года (Ордынка):
"30 мая [1960] в Южно-Сахалинском аэропорту приземлился самолет Ли-2. Под аплодисменты и приветственные возгласы сотен людей из его кабины вышел невысокий смуглый юноша в форме младшего сержанта и четко отрапортовал старшему офицеру местного гарнизона:
- Экипаж самоходной баржи «Т-36» после отпуска прибыл в полном составе на Сахалин для прохождения дальнейшей службы…
Как самых дорогих гостей встретили трудящиеся Сахалина и воины местного гарнизона четверку отважных героев Тихого океана Асхата Зиганшина… затем отправятся на Курилы для службы в родном подразделении".
Из
вики: 7 марта дрейфующие были обнаружены и спасены экипажем американского авианосца «Кирсардж».
16. В разных источниках нашел два разных варианта времени постройки существующего до сих пор советского аэровокзала. Есть две версии: «под приезд Хрущева в 1954 году» и «в начале 1960-х» Открыли его, судя по всему, в 1958 году. Так как раз в июле 1958 года про работающий новый аэровокзал написал "Советский Сахалин" А в 1956 году он же писал, что новое здание строится.
Вот это фото в сахалинском источнике подписано как 1958 год. Вид со стороны города.
16.2. Добавлено 2021. Ошибся на год. Аэровокзал открылся в 1957 году. Из журнала "Гражданская авиация" 1958 года:
17. У этого фото подпись - 1963 год. После прекращения полетов в Большой Елани была организована автошкола ДОСААФ. Добавлю, что здание живо до сих пор, но судя по видам декабря 2020 года - не используется активным образом. См. фото в конце поста.
18. Еще один вид перрона. Военных самолетов не видно.
По теме военных самолетов. Был ли аэродром Большая Елань аэродромом совместного базирования в 1940-50-х годах? Есть непроверенная информация, что в то время в Южно-Сахалинске базировались штурмовики Ил-10 (из 96-й авиационной штурмовой Амурской авиадивизии, с 1949 года переименованной в 159-ю ШАД). И не только они.
Промежуточный ответ: "Был". "В разное время на аэродроме Большая Елань базировались части армейской и морской авиации. В частности 6,8.06.1952 -, временно с Ольховатки был передислоцирован 42 и 58-й ИАП на самолетах Як-9 и "с 10.06 приступил к выполнению плана боевой подготовки в лагерных условиях". Обратно на Ольховатку вернулись 06.08.1952.
В тоже время, с конца 40-х из армейской авиации точно стоял 528 ИАП с КингКобрами".
Источник 19. Базовый Ил-14 в Елани. Выпущен в 1956 году. Интересно, до какого года летали борты с номерами Л...?
20. В 1956 году на базировку поступают вертолеты Ми-1 и Ми-4 (9).
Фото ниже - из архива музея аэропорта Хомутово. Причем, оно же представлено на стенде Сахалинской областной больницы в разделе "Санавиация".
21. Интересно про Ил-14 - во всех просмотренных источниках содержится фраза о поступлении в Южно-Сахалинск базовых Ил-14 «во второй половине 1950-х годов». В одном из пока неназванных тут источников увидел год прибытия первого базового Ил-14 - 1957. На конец 1963 года к 147 ЛО были приписаны шесть Ил-14 постройки 1956-57 годов.
Ил-14 летали из Южно-Сахалинска, в том числе из аэропорта Большая Елань, в Хабаровск, Оху, Шахтерск, Кировское (Тымовск) и на южные Курильские острова (8).
Есть литературное описание долгого ожидания пассажирами рейса на Кунашире (в ту пору - аэродром Отрадное) в Южно-Сахалинск летом 1959 на Ил-14. Оно представлено в конце этого поста.
Ниже фото Ил-14 также из архива аэропорта Хомутово. Борт СССР-61640. За ним виден еще одни Ил-14. Это явно ледовый разведчик.
22. В самом конце 1980-х в Хомутово один отслуживший Ил-14 установили как памятник. Я его видел лично. Вот что в прошлом году мне рассказал ветеран ИАС аэропорта Хомутово (Сахалинского авиаотряда) Сталий Энгельсович Коняшов: "В конце семидесятых годов политотдел гражданской авиации спохватился - на смену Ли-2 и Ил-14 пришли современные самолёты, а о старых кто будет помнить? По всем авиапредприятиям разослали директиву о передаче старой техники в краеведческие музеи, а также мода пошла ставить самолёты на пьедесталы. Первыми были внуковцы - поставили Ту-104 перед аэровокзалом. Мы передали Сахалинскому краеведческому музею вертолёт Ми-1 [его судьба пока мне неизвестна - Глеб], а затем перед зданием аэровокзала установили самолёт Ил-14 - разведчик рыбы (он же разведчик льдов зимой). С самолёта сняли все электронное оборудование и приборы. Надёжно закрыли его. Электросваркой закрепили замки выпущенного положения шасси. Установили бетонные блоки под основание постамента, а затем закатили его на двухметровую высоту. Бетон засыпали грунтом, посадили траву и цветы. Написали памятную табличку. Стало красиво. Для пацанов это стало местом сбора, но не заметили когда они забрались во внутрь самолёта. С виду всё закрыто. После того как в самолёте разожгли костёр, этот памятник (от греха подальше) сняли с пьедестала и отправили в утиль. Место, где стоял памятник, сравняли с землёй. Теперь мало кто помнит о нём..." Фото в интернете однажды попадалось, единственное. Но сохранилось оно с браком. У кого есть фото - место под него тут свободно!
МЕСТО ПОД ФОТО ПАМЯТНИКА ИЛ-14 В ХОМУТОВО
23. Но мы убежали вперед. А пока Хомутово только строилось. В начале 1960 года базовые Ан-10 вышли на дальневосточные трассы из Хабаровска.
24. В начале 1960-х годов на 4 км южнее Большой Елани в Хомутово началось строительство новой бетонной полосы для приема крупных лайнеров типа Ил-18 и Ан-10. С вводом в строй этой полосы планировалось перенести туда главный аэропорт острова, а аэропорт в Елани - закрыть. Что и было сделано. Новая полоса в Хомутово была длиной 2200 метров (10, здесь же она названа «железобетонной»), в другой версии - 1800 метров (11, 12).
25. Насколько я смог выяснить, до строительства новой полосы в Хомутово аэропорта не было. Хотя есть литературные воспоминания (см.ниже), что аэродром там был. Из юбилейного журнала аэропорта Южно-Сахалинске 2020 года.
26. Два отрывка из текста сахалинского писателя и краеведа К.Гапоненко (не так давно его не стало). Я был у него в гостях, и он также говорил именно про Хомутово в 1950-х. Но тогда я еще не знал, что стоило более тщательно уточнить этот момент. Оставлю здесь, как упоминание такой версии.
27. Строительство в Хомутово. По информации гендиректора аэропорта Южно-Сахалинска Багрова В.К. в 1995-2000 годах (9) и судя по публикациям газеты "Советский Сахалин", с января 1964 года аэропорт Хомутово стал принимать хабаровские самолеты Ан-10, а с мая 1964-го - Ил-18, которые соединили остров с Москвой с промежуточной посадкой в Красноярске. Это при том, что аэровокзал был открыт только в ноябре 1965 года.
28. Строящийся аэровокзал и дорога в аэропорт.
Из рассказа С.Э.Коняшова: "Фото с дорогой, в конце которой виднеется строительство здания аэровокзала, выполнено на ленинском убботнике в апреле 1964 года. Люди заняты посадкой тополей вдоль дороги. Бетонное покрытие состояло из дорожных плит, которые к осени просели в грунте. На автобусе каждый стык был чувствительным. Тополиную аллею высаживали до 1967 года . За тополями продолжают ухаживать. Каждый год ухаживают за каждым деревом. Раньше посадки деревьев были закреплены за каждой службой авиапредприятия, включая лётный состав первой авиаэскадрильи самолётов Ил-14 147 лётного отряда".
29. Вернемся чуть назад. Первый рейс на новую полосу в Хомутово был выполнен 19 декабря 1963 года. О чем на следующий день рассказывал читателям "Советский Сахалин":
И вот вскоре после вступления в строй Хомутово Большая Елань как аэродром перестала существовать. Когда был выполнен последний вылет из Большой Елани - пока остается для меня вопросом.
Интересен еще один момент, встречавшийся в письменных, но не документальных источниках. Рассказывают, что первые регулярные пассажирские рейсы в Южно-Сахалинск на Ил-18 начались в 1963 году на военный аэродром Сокол (под Долинском). Как это было во время удлинения полосы в первой половине 1980-х. Некоторые сахалинцы подтверждают, что такое было. Интересно было бы узнать, как было на самом деле. Ведь в 1963 году - только прошел Карибский кризис, а Сокол был крупнейшим военным аэродромом на юге стратегически важной Сахалинской области, граничащей с Японией, союзником США.
Из воспоминаний 2020 года: "Я в 1970-м прилетел на Сахалин, уже был Хомутовский аэропорт. Но здание аэропорта с будкой помню, ибо учился в 6-й школе [это как раз Большая Елань], через дорогу. И взлётная полоса ещё была, металлическая. Она тогда никак не использовалась. Она даже в 1982-м году ещё была, мы там цветы какие-то смотрели на полевой практике". -
с sakh.com 30. Состояние аэровокзала Большой Елани зимой 2020-21.
_____________________________________________________________________________
Источники
1.
http://region65.com/aerodrom-osava/2. Челноков. Японские аэродромы
https://ded-banzai.livejournal.com/15918.html и
https://avro-live.livejournal.com/201343.html3. Овчинников В., Люди неба сахалинского. Южно-Сахалинск, 2012. Стр.38
4. Миронов И.Ф. В погоне за горизонтом. Санкт-Петербург, 2004.
5. Сахалинские корейцы: история и современность (сборник документов и материалов 1880-2005). Южно-Сахалинск, 2006
6.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA7.
https://pamyat-naroda.su/awards/300148448.
https://www.youtube.com/watch?v=CKUw3lS7N9Y9. 70 славных лет. (История авиапредприятий ДВУ ГА). Хабаровск, 2000
10.
https://airportus.ru/o-kompanii/history/11.
https://sakhalin.info/news/10664612.
https://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/13. Док.фильм "Остров Сахалин". Эльдар Рязанов. 1954
14. Гапоненко К. С войной не кончили мы счеты. Южно-Сахалинск
15. Гапоненко К. Надежные люди. Южно-Сахалинск, 2014
________________________________________________________________________________
ПС. Про полеты на Курилы и обратно 1959 года. Из книги: Кутелев А.К., На дальних наших островах. М., 2018. (В 2020 году видел книгу в продаже в Южном в магазине "Гермес" напротив главного парка).
Помнит ли кто про аэродром Отрадное сейчас? Он действительно был рядом с морем.
Добавлено, 2024. Цены 1961 года, из газеты Веселовского района Новосибирской области.
_______________________________________________________________________________
Другие мои посты про авиацию Сахалина:
Про военный аэродром Сокол -
ссылка и поселок в нынешнее время (не мое) -
ссылка Про военный аэродром на курильском острове Матуа -
ссылка Про рейс KAL 007, подборка -
ссылка