В Омске весной вышла книга, написанная омским авиатором Анатолием Бражниковым. В ЖЖ про нее уже
писали . Здесь, кажется, можно ее
скачать .
И вот уже осенью она оказалась у меня, сама бумажная книга. Спасибо коллегам в Омске.
Открыли, листаю, и попадаю на историю службы автора на Сахалине, где я вырос и рядом с тем самым военным аэродромом Сокол мы в школе убирали картошку не раз. А потом еще в июне 1985 года мы туда садились на Ту-154, когда в Хомутово удлиняли полосу. В 1980-х в Соколе базировались МиГ-23. Летали иногда на юг на сверхзвуке почти недалеко от Южного. Шума было хорошо :)
Вот что сказано в книге про Сокол первой половины 1950-х (призыв осени 1951 из Омской области):
По жд привезли в Магдагачи Амурской области в ШМАС.
Во время учебы часто разгружали вагоны с гофрированой металлической плитой примерно 2х0,5 метра - потом весной мы их укладывали на военном аэродроме Магдагачи.
Изучали в школе радио и электрооборудование самолетов. Было много физподготовки и политподготовки. Июль 1952 - сержанты ВВС
Меня и двоих друзей отправили служить на Сахалин. До Владивостока ехали на поезде. Там, на Второй Речке две недели жили в палатках. Потом сели на "огромный океанский пароход". На нем мы трое суток плыли до Корсакова. В дороге и шторм и нехватка пресной воды (выдавали ее один раз утром). Днем с палубы наблюдали дельфинов и акул. Причалили в середине дня.
С причала до жд-вокзала в Южно-Сахалинске мы шли пешком (это вообще-то 40 километров, скорее всего шли до жд-вокзала Корсакова - Глеб). Дальше поезд на север острова и вечером мы приехали в ...в/ч 65368. Оказался я в 7м разведывательном Краснознаменном полку. Полк подчинялся напрямую Москве. Оперативно полк подчинялся командующему 29й ВА генералу Белоконь (который базировался в Соколе, судя по тексту - Глеб) Был еще в Соколе истребительный полк на МиГ-15. Как раз в 1951-52 гг. в наш полк начали поступать разведчики Ил-28Р. Фотооборудование находилось в бомболюках. Были два допбака по 900 литров каждый на консолях крыла. А до этого наш полк был вооружен Пе-2, при мне как раз их списывали.
Ил-28 обслуживала и готовила к вылету команда из семи человек: Техник самолета - офицер, закрепленный за самолетом, помощник техника, и механики по электрооборудованию, вооружению, приборам, фотооборудованию, кислородному оборудованию (пять механиков).
В июле 1953 года была катастрофа Ил-28 на разбеге - не взлетел, тормоза, покрышки слетели, далее ров и самолет врезался в него. Пожар, начали взрываться патроны от 37-мм пушки... Погибли старший лейтенант Сухов, инженер Кречет, стрелок-радист.
Был еще у нас ленд-лизовский Бостон А20, его использовли для буксировки конусов для тренировочной стрельбы. Однажды при посадке у него сложилась правая основная стойка. ...скрежет, икры, круг 360 градусов вокруг правой плоскости, остановка. Все живы.
Я в итоге стал "Отличником ВВС" и наградили меня Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
По лыжам занял первое место в полку.
В августе 1955 года демобилизация. Многие во Владивосток плыли также на пароходе. А мне старший звена Бакаев предложил полететь вместе с н Хабаровск на Ли-2, он летел в командировку. Так через час с небольшим я оказался в Хабаровке и дальше поезд в Омск.
_______________________________________________
Сама книга:
Фото: Сокол в 2013 году.
ПС. Его жд-станция 2019:
https://ru-railway.livejournal.com/3369164.html Добавлено 2021, про аэродром Смирных 1980 года: "Ан-2 прилетал из Сокола, это аэродром под Южно-Сахалинском. Полк Су-15, одной с нами дивизии. Там у них в дивизии был «целый» транспортный отряд. Если не ошибаюсь, в том отряде было два самолёта - Ан-2 и Ил-14, и, кажется, Ми-8".
Источник