Будущее образования. Стратегия Пекина... А мы всё ещё в "болонском процессе" и приватизации.

Jan 09, 2013 11:59

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

Тоня Громыко перевела чрезвычайно важный документ - (среднесрочную - 10 лет) Стратегию развития образования в Пекине.

http://nii.smdp.ru/images/books/pdf/izvlecheniya.pdf

Документ демонстрирует масштаб концептуального разрыва в стратегическом мышлении и практике развития образования в Пекине и постсоветском мире, прежде всего в Украине и России.

Основные положения программы реформирования и развития системы

образования в Пекине. 2010-2020

(Извлечения)

Раздел 5. Формы образования и градостроительство

Всеми силами реализовывать концепции всеобщего образования, непрерывного образования; строить гибкую и открытую систему непрерывного образования..., ускорять строительство учебных заведений, рассматривать образование в качестве ключевого импульса для развития города, учреждений и людей.

17. Создание гибкой и открытой системы непрерывного образования

Укреплять систему руководства и единого планирования в области строительства учебных учреждений в городе Пекине; осуществлять единое планирование по развитию образования на всех уровнях и во всех видах; способствовать развитию координации в системе образования с получением диплома и без получения диплома, поддержанию связи между профессиональным образованием и обычным образованием, эффективному соединению до-профессионального образования и после-профессионального образования. Осуществлять внедрение инноваций в процесс обучения, выстраивать механизм соогласования и признания результатов обучения в различных системах, создать для общества «путеводитель» по системе непрерывного образования в городе. Прилагать все усилия для развития программ технической подготовки в сельской местности и центров подготовки рабочих кадров, поменявших место жительства, выращивать новое сельское население, обладающее высоким культурным уровнем, разбирающееся в технологиях, способное участвовать в бизнесе, повышать общее развитие и профессиональные навыки сельского населения, населения переселившегося из деревень.

Раздел 6. Изменение системы образования

Углублять реформирование структуры образовательной системы, центральной задачей рассматривать реформирование системы «выращивания талантов», как можно скорее идти по пути реформирования ключевых областей и важнейших звеньев системы, формировать структурный механизм, позволяющий обеспечить высокую эффективность и действенность, большую открытость и научное развитие; обеспечить структурные механизмы, гарантирующие осуществление модернизации столичного образования.

20. Реформирование системы «выращивания талантов»

Совершенствовать концепцию «выращивания талантов», включая систему непрерывного образования и систему воспитания, прилагать усилия к тому, чтобы каждый студент мог продолжить развиваться во всех областях, будучи здоровым. Уважать порядки, сложившиеся в системе образования и растущий порядок среди кадров, способствовать действию механизма, обеспечивающего связь между начальным, средним и высшим образованием, коммуникацию между обычным образованием и профессиональным образованием, между преподавателями и учащимися, связи с научными исследованиями. Школа, семья и общество должны представлять собой открытую развивающуюся гибкую систему выращивания талантов при тесной координации друг с другом, с множеством путей для коммуникации, с разными возможностями для выбора.

Раздел 8. Построение образовательных команд

При разработке механизма долгосрочного строительства образовательных команд следует твердо придерживаться принципов приоритета нравственных качеств и способностей; необходимо поднимать общий уровень базовой подготовки учителей, прилагать усилия по построению высокопрофессиональных учительских коллективов, выращиванию высококлассных, выдающихся преподавателей и директоров школ. Для обеспечения прогресса в деле модернизации образования в столичном регионе необходимо наращивать усилия по поддержке талантов.

28. Построение действенного механизма обеспечения нравственного климата в учебных учреждениях

Поддерживать приоритет нравственных принципов в процессе формирования педагогических коллективов, продолжать укрепление идеалов в среде профессиональных педагогов, а также профессиональной этики в образовании. Беспрестанно работать на рост чувства ответственности и осознание особого призвания педагогов и учителей. Совершенствовать механизм контроля, аттестации и этического образования среди профессиональных педагогов; выделить обязательное содержание в рамках программ повышения квалификации педагогов по учебной этике; выработать и объективировать основные этические составляющие требований для аттестации и при приеме на работу; осуществлять родительский и общественный контроль и обсуждение. Продолжать отбор «выдающихся пекинских педагогов», поощрять проявления моральных идеалов, составляющих образец учителя.

Раздел 12. Крупные проекты и эксперименты

Ставится цель по достижению в течение 3,5 - 5 лет прорывных результатов в ключевых сферах и проектах, имеющих важнейшее значение для развития столичного образования, что может быть достигнуто путем максимальной концентрации усилий с учетом рыночной конъюнктурой столицы, при соблюдении действующих в образовании норм, внедрения инноваций, использования накопленного опыта и сильных сторон для преодоления важнейших проблем в сфере развития столичного образования, отражающих крупнейшие трудности общества, Разрабатывать план-концепцию пространства профессионального образования, укреплять структуру регулирования и согласования ресурсов в профессиональном образовании. В первую очередь продвигать процесс создания кластеров, коллективов в профессиональном образовании, а также строительство общих проектов реформирования в пилотных зонах. Развивать концепцию пространства образовательных ресурсов в высшем образовании высшего качества, завершать строительство образовательного кластера высшего образования Лянсян и Шахэ, нового университетского комплекса, поддерживать улучшение условий в высшем образовании, способствовать тесным связям высшего образования с процессами социально-экономического развития на районном уровне. Осуществлять формирование образцов профессионализма в профессиональном образовании. В первую очередь необходимо построить около 20 современных производственных высокотехнологичных отраслей, современной сферы услуг в профессиональной сфере, реализовать заказ на примерно 50 известных специальностей на этапе профессионального образования. Построить образцовые проекты по сотрудничеству в сфере профессионального образования. Реализовывать «законопроект трехгодичного плана обеспечения обязательным образованием прибывших на заработки в Пекин.

46. Ускоренная реализация проекта «Модернизация образования: экспериментальный город»

Эксперимент по доработке учебных материалов для системы базового образования. Построение долгосрочного механизма по внедрению новых экспериментальных учебных материалов... для создания современной системы базового образования со столичной спецификой. Углублять процессы реформирования урочной системы базового образования, способствовать формированию научно-образовательных подразделений для усовершенствования научно-учебной деятельности, рационального распределения учебного времени, создания учебных программ соответствующих внутренним запросам образования. Разработать трехступенчатый механизм оценки качества учебного процесса, заниматься разработкой специальных программ на местах (на местном уровне и на уровне отдельных школ). Пересмотреть экспериментальные учебные материалы, разработанные для начальных и средних школ Пекина, наращивать возможности для планирования используемых и выбираемых учебных материалов. Активно сотрудничать - проводить консультации - с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими образовательными ведомствами, организовать экспертное сопровождение, способствующие реформированию учебных программ и курсов. Эксперимент по реформированию системы подготовки специалистов («выращивания талантов»). Создать новые экспериментальные площадки или новые инновационные учебные заведения для реформирования системы базового образования, проводить исследования по передовым инновационным системам подготовки специалистов. ...Наращивать опыт сотрудничества между ВУЗами городского подчинения и столичными образовательными учреждениям (высшего звена), а также сотрудничество между государственными и частными школами, между ВУЗами и предприятиями, между ВУЗами и Научно-исследовательскими центрами, а также с иностранными центрами для совместного выращивания талантов. Общий эксперимент по реформированию системы управления учебными заведениями. Углублять базу для проведения реформы в системе управления образовательными учебными учреждениями, проводить исследования многообразия способов управления школами, расширять влияние и распространенность образовательных ресурсов высокого качества. Развивать эксперимент по развитию специфики, особенностей в обычных высших учебных заведениях, способствовать развитию многообразия в системе высшего образования. Обновлять механизм управления учебными заведениями в системе профессионального образования, способствовать формированию структуры общего государственного планирования, распределения по сферам, повышению степени вовлечения профессиональных структур, предприятий и общественных организаций. Исследовать новые модели государственного финансирования и администрирования, также управления частными школами. Эксперимент по созданию системы непрерывного образования. Учредить Пекинский открытый университет и механизм его стыковки с рядовыми ВУЗами, добиться взаимного признания дипломов и учебных программ. Разработать единые образовательные программы системы непрерывного образования, предоставлять ресурсы, технологическую поддержку и услуги в системе всеобщего обучения. Разрабатывать содержание экзаменов для самоподготовки, увеличить гибкость системы городского образования и степень внедрения индивидуального подхода. Проводить исследования по широкому кругу разработок в области самообразования, совершенствовать систему в квалификационных сертификатов и дипломов, создавать систему диагностики результатов обучения ...

47. Повышение уровня подготовки управленцев в образовании

Способствовать укреплению всеобъемлющей политической программы столичного образования и развитию стратегических исследований, повышать уровень научности практических тактик осуществления образовательной программы.

Перевод А.Ю.Громыко

университетское дело, образование, Стратегия Пекина, Будущее, Болонский процесс

Previous post Next post
Up