Россияне упорно отрицают объективную реальность. История с профессором Гарбузовым, уволенным за
перечень очевидностей в «НГ», тому подтверждение, да это и так было ясно уже давно - ничто не раздражает россиян так, как правда. Наблюдаю это уже долгие годы и не перестаю удивляться. Ведь пишу я о самых элементарных, общеизвестных вещах. Которые все знали отлично в «перестройку», в 1990-е, в 2000-е. А потом вдруг раз - и перестали понимать окружающий мир как он есть на самом деле и ушли жить в мифологический кокон. Что ушли, печально, ведь в реальность всё равно придётся возвращаться. Но меня интересует вопрос - почему у большинства россиян возникло стойкое отторжение реальности, когда реальность была не столь уж и плоха?
Ведь если бы то возникло в 1990-е, например, тогда это было вполне логично, стремление отрицать истинное положение свойственно трудным, переломным моментам. Когда всё очень плохо и тянет убежать в иную реальность. Но в 1990-е, несмотря на попытки уйти от ответственности, забываться в разных «веществах» или попасть в тоталитарные секты с гипнозом и контролем сознания, всё-таки люди отлично понимали происходящее в стране. В 1990-е весьма жёстко, пессимистично оценивали и оттого уходили в забытье дурмана, а не чтобы не признавать, до чего всё кошмарно.
Зато в 21 веке, когда, казалось, действительность к России стала более благосклонна, когда уровень жизни россиян рос (конечно, не у всех и не везде и не всегда), когда исчезла надобность в приукрашивающем МИФЕ - почему-то вдруг россияне стали эти мифы воспринимать. Мифы тогда вроде бы ещё не требовались, чтобы радостнее сносить тяготы. Гражданин уступил место потребителю. И это принципиальная разница между гражданами своей страны и потребителями ресурсов. Потребитель думает о материальном, он отбросил за ненадобность всё духовное, интеллектуальное, ему не нужна стала культура как таковая. Потому что культура это беспокойство совести, это червь, грызущий изнутри. Культурный человек психологически подвешен, страдает, мается от вечного «как я живу, так ли я живу, а может, иначе надо бы?» Культура в 2000-е продолжала автоматически воспроизводить прежние образцы непонятно зачем и для кого. Но перестала развиваться, потому что потребителю не нужны вопросы бытия, ему важно комфортное существование и проработка мелких проблем с психологом. У потребителя не может быть травм, у него ВСЁ ВСЕГДА ТОЛЬКО ХОРОШО И БУДЕТ ЕЩЁ ЛУЧШЕ. История как она была - тоже не нужна, ведь история России - травмирующая, кровоточащая.
Тут, именно в идеологии потребительского отношения, в культе богатства, комфорта, в т.ч. комфорта личностного, психологического, и кроется, вероятно, причина возвращения России её старых мифологических комплексов. Мифы вообще-то пустышки, они выдумки о нас самих и нашем прошлом и переносы мифов о прошлом на будущее - будущее не отменяет. Миф нужен ребёнку (миф о рождении и родителях), мифы желательны подростку (миф о сверх-человеке с чертами животного, оборотни, вампиры, человек-паук, человек-летучая мышь etc) Культура это трансформация мифов. Но взрослый человек должен уметь отличать мифологические построения от реальности. Ребёнок взрослеет в момент. когда перестаёт верить в мифологических существ, в Деда Мороза, например. Если взрослый верит в мифы - это ребёнок, какой это гражданин, избиратель? Россия страна детская, не выросшая толком, поэтому всё у нас мифологизированно, адаптированно для детского уровня понимания.
Если человек - не гражданин, а всего-навсего потребитель материальных благ и адепт комфорта любой ценой, и вдобавок психологически НЕ ВЫРОС, то для него, инфанта, становится важным ещё и психологический комфорт, отказ от взросления, от неудобных вопросов. Спокойствие души. Равновесие. Ощущение собственной безопасности и значимости, уверенность в будущем своей страны, оптимизм. Увы, честный, объективный анализ российских реалий никакого оптимизма и веры в то, что РФ будет и дальше существовать - даже не предполагал. Ибо все язвы современности и намечающиеся тенденции кричали об обратном. Они не обещали возрождения величия ни при каком раскладе. Это невозможно. Общим местом стало в 2000-е, что период благоденствия будет краток, что у РФ либо нет будущего вообще, она перестанет существовать как государство с преобладанием русских. Либо подразумевает затянувшуюся на десятилетия деградацию с оттянутым, но всё равно неизбежным распадом. Страх будущего перерос в бегство от будущего.
Недаром основной проблемой РФ в середине-конце 2000-х, перед погружением в мифы, называли именно неконтролируемую миграцию с Кавказа и Средней Азии. Которая меняет этнический состав населения мегаполисов. Появление в 2000-е радикальных движений русских националистов, взрывной ро неонацистских группировок - подтверждало, что единственной заботой РФ скоро станет её СОХРАНЕНИЕ. Когда система работает только на самосохранение, не до развития. Продержаться бы до 2030-х в том виде, в котором сейчас. Всё это широко обсуждалось в СМИ и сформировало у россиян ДИЧАЙШИЙ СТРАХ ПЕРЕД БУДУЩИМ. Воображение рисовало пустеющую страну, которую будут разделять между собой сопредельные государства. Прибавим к тому давно укоренившийся страх, что РФ со временем потеряет и то значение экспортёра углеводородов, какое она имела, в связи с отказом «1-го мира» от возобновляемых источников энергии. Или с исчерпанием их легкодоступных месторождений («конец нефти», помнится, эксперты намечали сначала на 2025, потом перенесли на 2030-е и потом далее в бесконечность). Все эти массовые опасения разрушали психологический покой, бередили душу грядущими «концами всего сразу», и подсознательно подталкивали найти утешительный миф. Который бы вернул россиянам оптимизм, веру в будущее своей страны, в то, что не всё ещё потеряно, что эксперты, может, ошиблись?
Так в РФ сложился не просто страх перед будущим, который накладывался ещё на старение населения, когда чем старше, тем неприятнее сама мысль о том, как же будут жить без тебя. Но и отвержение от любого мало-мальски объективного анализа происходящего и предугадывания намечающихся тенденций. Россияне наложили самозапрет на обсуждение темы «что же с нами скоро будет?», чтобы не лишиться привычного психологического комфорта. Комфорт для потребителя, напомню, важнее всего на свете. И попросили специалистов ... нарисовать им предпочтительную картинку. Кем они хотели бы быть. Им дали КАРТИНКУ, КОТОРУЮ БЫ ХОТЕЛОСЬ ВИДЕТЬ. Эта приятная, приемлемая картинка себя и мира вокруг не заставляла бы оценивать объективно, выявлять и решать проблемы, меняться, развиваться, нет. Это картинка - клюква, ВООБРАЖАЕМАЯ РОССИЯ ВООБРАЖАЕМОГО МИРА. Не как есть в действительности, но КАК МНОГИМ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ БЫЛО ТАК.
К чёрту такую реальность, которая против нас! - сказали россияне - придумают тоже, обезлюживание, исчезновение русского языка, ну этих экспертов! Принесите нам иных пророчеств! О величии, по новых победах, о том, что Россия - душа и спасение мира. Вот так. А это - унесите, фу, мы такого не хотим, такого не должно быть, мало ли что они объективны! Вы говорите, что на усиление РФ понадобятся долгие годы? Нет, вы не поняли: МЫ ХОТИМ СЕГОДНЯ, А МЫ ХОТИМ СЕЙЧАС! Зачем трудиться и ждать, если можно стать великими для себя - мигом? Эта картинка России вместо России - подошла идеально. Села как влитая. Настоящая Россия - разочаровывает, подводит, унижает. Если мы себя субъективно не чувствуем страной «3-го мира», потому что не хотим ей быть (а кому охота?), то не должны ей быть. Надо стремится к большему, стремиться к лучшему, требовать невозможного.
Требовать невозможного учат психологи личностного роста, они советуют примерять к себе ДОСТИЖЕНИЯ НА ВЫРОСТ, МЕЧТАТЬ О ТОМ, ЧЕГО ЕЩЁ НЕТ, ЧТОБЫ ЭТО - ПОЯВИЛОСЬ. Помнится, в 2000-е мне баптистка-однокурсница, наслушавшись подобных практик в своем кругу, посоветовала мечтать о конкретном, видеть обложку своей книги, тогда меня, мол, непременно напечатают. Стояли «нулевые», мы были молоды и беспечны, и это ещё хоть как-то нас оправдывает. Ещё тогда модно было покупать глянцевые журналы и рассматривать картинки роскошной жизни, вешать на стену, скажем, фото «Мерседеса» или платья от Диора, которое ты хочешь. Помню отлично эти картинки чужого шика на облезлых советских обоях в убогих квартирках и комнатках общежития, не ремонтированного со дня основания) Вот этот западный метод достижения недостижимого в принципе и взяли на вооружение россияне, начав примерять имперское величие. Только вместо гламурных картинок на стену - проецировали ментальные образы ИМПЕРИИ, грядущих побед, парадов. Отсюда и обращение к советскости, превращение гимна СССР в гимн РФ, мода на советскую символику, индустрия ностальгических товаров «почти как в СССР» и многое другое. Россияне примеряли на себя имперский фантом, им понравилось, а что реальность не способствует - ну её.
Если очень долго притворяться, что выдуманный мир - единственный настоящий, то принудительное возвращение к действительности не отменить. Это просто вопрос времени, не сегодня, так через пар-тройку лет. Самое удобное для мира, что задачу по истощению РФ, доведению её экономики до полного цугундера и ускорением замещения славянского населения на тюркское - выполняют сами россияне.
Распад Римской империи и прочих- всё-таки были растянуты; граждане осознавали происходящее, римляне начала н.э. писали о том печальные стихи, честно называли себя - последними римлянами. Они смотрели на поселявшихся гетов, готов и вандалов с варварами - так же презрительно, как москвичи глядят сейчас на мигрантов из Средней Азии. Смесь ненависти, страха и .... зависти. Россияне пока не ощущают себя - последними россиянами. Но сути дела это не меняет. Мы - последние.
Кстати, не этим ли объясняется и странное пристрастие оф.пропаганды РФ использовать исторический, из РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, термин «англосаксы» - вместо того, чтобы просто сказать о современных англичанах, немцах, американцах? Ведь нет давно этих племён, о них напоминают только названия территорий - Англия, Саксония. Зачем уходить в такую давность? Но нет, россияне инстинктивно понимают, что они УХОДЯЩИЕ, как и те племена, но БОЯТЬСЯ СЕБЕ В ЭТОМ ПРИЗНАТЬСЯ, перенося на других. Магия слова, подразумевая «это не мы исчезнем, это пусть они исчезнут раньше нас»
А когда ты знаешь, что скоро - конец всему привычному «белому» миру, то очень хочется завернуться в прошлое, чтобы оно укутало лисьим хвостом и баюкало. Спи, страна. Проснёшься ты ином мире, враждебном настолько, что ни один, даже самый чудесный миф не поможет отгородиться от правды.