Этим летом я планировал продолжать свои реставрационные мебельные изыскания. Благо, материала для этого имеется преизрядно. Но тут появился тов.
ctpahh_u_k и привез яблоневые поленья, причем уже просушенные. А тут еще и на моей даче после садовых работ остались несколько яблоневых чурбанов, которые я пару лет назад предусмотрительно засунул под навес. В итоге всё это добро очутилось у меня в звенигородском подвале, заняв и без того скромное свободное пространство. Делать нечего, пришлось заняться утилизацией дармового пиломатериала.
Для начала выяснилось, что яблоня - это твердая порода древесины. Во всяком случае, куда тверже, чем сосна, с которой до сих пор я только и работал. И при пилении яблоня издает довольно приятный аромат, нечто вроде смеси корицы, фисташки, яблок (внезапно!) и с легкими нотками соленых огурцов. Цвет древесины на спиле от розовато-коричневого до зеленоватого.
Во-вторых, оказалось, что яблоня весьма склонна к растрескиванию. Практически все поленья оказались как минимум с одной большой радиальной трещиной. Из-за этого при обработке много дерева ушло в отходы. Ну, и в-третьих, я в очередной раз убедился, что мое столярное оборудование не совсем, мягко говоря, приспособлено для сколько-нибудь серьезных задач. Поэтому по ходу дела пришлось модернизировать имевшиеся или придумывать новые хитрые приспособы. Очевидный вывод по итогам - фуганок и рейсмус в столярке должны быть обязательно (но, видимо, не у меня и не в этой жизни). Правда, для моей описываемой задачи их все равно оказалось бы недостаточно, но это уже другой разговор.
Сперва я попытался сделать подобие рейсмуса из электрорубанка, типа
такого. Затея изначально казалась сомнительной - непонятно, как в этой конструкции обеспечивается плоскостность. Реализация тоже не задалась. Вдобавок в ходе экспериментов я отрейсмусовал в пыль одну вполне добротную заготовку. Зато отрегулировал ножи у рубанка, хоть какое-то утешение.
(кстати, куда более
вменяемая конструкция рейсмусо-фуганка на основе рубанка предлагается тов. Лепилкиным. Но и ресурсы для ее изготовления требуются немалые).
Намучившись с рубанком, попробовал снова эмулировать фуганок фрезером, параллельным упором и накладкой (принципиально вроде
такого). Раньше я уже пытался работать таким образом, результат не особо впечатлил. Теперь, подойдя к вопросу более тщательно, узнал, что упор у меня кривой, а поверхность стола еще кривее. Кое-как подручными средствами немного выровнял их обоих. Но на результате эти манипуляции сказались не очень сильно. Конусность на длине фугования 200-300 мм так и осталась на уровне нескольких десятых мм в лучшем случае.
В итоге пришлось-таки достать фрезер из-под стола, чего делать долго не хотелось, и смастерить
приспособу из двух корыт как у того же Лепилкина. Заодно у него же подсмотрел
конструкции зажимов (ох, и намучился с ними). И, забегая вперед, такой вариант для одной из моих задач оказался даже более подходящим, чем настоящий рейсмус.
Исходное положение. Торцы поленьев желательно перед этим отпилить как можно ровнее.
После нескольких проходов.
После предварительной обработки всех четырех сторон. Трещинка-то какова! Бруски по бокам, прижатые стубциной, нужны, чтобы обеспечить хоть какую-то «черновую» параллельность плоскостей. Для уверенности можно подложить под заготовку бумажку, а сверху пристукнуть несколько раз киянкой.
В целом я приспособился справляться с такими трещинами. Теперь в опилки уходит уже не девяносто процентов заготовки, а чуть меньше. По сути, задача в том, чтобы распустить заготовку по длине примерно вдоль трещины. Тогда получится два бруска - побольше и поменьше. Мне как раз это и надо.
Для продольного распускания пользуюсь своей лобзиковой приставкой. Выглядит эта приспособа максимально колхозно, но при этом дает неплохой результат. Я бы даже сказал, что из всех моих самодельных приспособ именно эта оказалась наиболее удобной и точной. Правда, сейчас она поизносилась, и надо будет вскоре поменять кое-какие части. Струбцинами на фото прижимается белая направляющая из ДСП. Одной струбцины категорически недостаточно!
Пиление идет очень медленно и шумно. Приходится прикладывать немалое усилие, чтобы подавать брусок, я основательно взмок в процессе. Зато можно наслаждаться приятным запахом яблони, который долетает даже через респиратор! Очки при работе обязательны.
Выходят два бруска, которые потом опять надо доводить на фрезере. Максимальная высота обрабатываемого бруска ограничивается длиной пилки лобзика, глубиной установки самого лобзика в столе и положением верхнего упора. У меня получается высота около 55-58 мм. Параллельность ничуть не хуже, а то и лучше, чем на импровизированном фрезо-фуганке с упором.
Качество поверхности для черновой обработки вполне себе.
И даже перпендикулярность граней удовлетворительная.
Получился набор разнокалиберных брусков.
Да, в процессе пришлось просмотреть несколько десятков ютубовских столяров. И выяснилось, что по качеству информации, по ее подаче, по лаконичности, наконец по адекватности технических решений впереди всех оказались те два-три столяра, кого я смотрел уже давно. Впрочем, из новых нашел для себя еще парочку хороших каналов. Если кому будет интересно, дам ссылки.
А что из этих брусков получилось - покажу в следующий раз.