Без малого год назад в Питере проходил первый фестиваль православных певческих традиций
"Истоки". Предполагалось, что он будет в течение нескольких дней после Пасхи. Но из-за ковида он растянулся на два месяца, причем большинство мероприятий реализовались дистанционно в формате мастер-классов. Однако ж, к июню организаторам все-таки удалось провести несколько онлайн-концертов с живыми исполнителями. Одними из таких живых исполнителей оказались мы.
Так получилось, что в течение июня я побывал в Питере аж трижды, что стало для меня абсолютным рекордом. Мало того, нам пришлось задействовать все разнообразие способов добирания до СПб: на авто, на самолете и на поездах - двухэтажном и Сапсане.
В основном мы ездили впятером, поэтому в пересчете на человека в один конец дешевле всего вышла поездка на машине по платной трассе М11 - с учетом бензина всего 4000 руб, т. е. 800 руб./чел. Полет бюджетной "Победой" стоил 1250 руб./чел. в один конец. Поездка на фирменном двухэтажном поезде обошлась в 1600 руб./чел. И, наконец, самый дешевый утренний Сапсан вышел в 2300 руб.
По М11 у меня получился еще один рекорд по средней скорости: к моменту въезда в Питер борткомпьютер показывал средние 101 км/ч. Но гонки на полностью загруженной машине даром не проходят, так что расход бензина тоже оказался рекордным - 7,8 л/100 км при обычной моей норме для дальних поездок по трассе в районе 6,8-7,0. Чистого времени получилось около 7,5 часов.
Трасса М11 пересекает множество мелких речек и ручьев, из которых в этот раз запомнились ручей Витошный и река Сичева в Новгородской области. Вспомнился Даль с его
указанием на чередование е/и в новгородских говорах, неожиданно сближающем их с украинскими.
При заходе самолета в Пулково со стороны Финского залива открывается роскошнейший вид на Санкт-Петербург. Перед полетом "Победой" я начитался в интернете пугающих комментариев про пристрастные проверки массогабаритности ручной клади, про хамство сотрудников и т. п. Ненависть во взгляде бортпроводников и матерные тирады в ответ на самую невинную просьбу пассажира считались чуть ли не сами собой разумеющимися. Обещали, что чуть ли не за свисающий из габаритного контейнера ремешок от рюкзака можно попасть на конские штрафы. Это несколько напрягало, т. к. у меня рюкзак вписывался в габариты с некоторым натягом. Но на практике все оказалось не так страшно. Габариты проверили весьма формально (хотя пугающие надписи на стойке регистрации имели место быть), а бортпроводники оказались вполне милыми и вежливыми. Конечно, нерегулируемые спинки кресел, мерзенький голубенький цвет победного логотипа и Гарик Харламов в качестве диктора несколько опечалили, но в целом, пожалуй, таковые муки можно и претерпеть.
На двухэтажном поезде мне пришлось прокатиться на обоих этажах. Первый этаж не особо отличается от обычных, только под потолком нет багажной полки. А на втором этаже немного низэнько. В дорогу выдают тульский пряник и бутылочку воды.
Сапсан норм. Если обычный поезд едет так: тудух-тудух, тудух-тудух, тудух-тудух, то Сапсан иначе: тр, тр, тр.
Солнечный и почти пустынный (см. заглавную фотку) Питер в пору белых ночей прекрасен. А после собянинско-пропусного московского режима, который в начале прошлого июня еще действовал, прекрасен вдвойне. В копилку достижений, свершенных впервые: попал на развод мостов. На переднем плане тут лада-седан запредельной чОткости.
Заодно выяснилось, что не все мосты в Питере "распашные". Есть и подъемный - Финляндский железнодорожный:
Совершенно неожиданно было встретить в Петербурге представительство русско-венгерского туроператора "1000 дорог" (Ezer ut). Мы с товарищами в дремучем 2004 году брали в Будапеште путевку на хорватское побережье (отлично съездили тогда, мммм). Я поразился, и тому, что эта контора еще жива, и тому, что нашел их в таком месте.
В одной из церквей встретилось отличное объявление: "Во время богослужений НЕ ВОЗБРАНЯЕТСЯ присутствовать в средствах индивидуальной защиты". Народу в масках на улицах было намного меньше, чем в Москве в то же время.
Знаменитые памятные таблички на домах репрессированных жителей Ленинграда. Сейчас, насколько я знаю, за эти таблички идет борьба с местными чиновниками, которые находят в факте их наличия попирание устоев.
Прямо напротив Александро-Невской лавры на набережной Обводного канала водрузили эстакаду, испоганив вид.
В первый свой приезд мы снимали квартиру в историческом доме на Конной улице недалеко от Александро-Невской лавры. Дом с лепниной, двором-колодцем, высоченными потолками, всё как надо. Здесь оказался самый маленький лифт, который мне когда-либо встречался. В нем помещается не более двух, притом весьма стройных, человек. Стены лифта богато украшены народным творчеством. Среди обычных в таких случаях настенных текстов выделяются надписи "Нельзя уважать себя, не уважая соседей", "Златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом" и т. п. Культурную и столицу и в лифте видно!
По питерской традиции, все провода и трубы красятся в цвет фасада (в других городах такого практически нет):
Гатчина мила, и время в ней мы провели крайне душевно. Но рассказать толком нечего. Так что пусть для отчета будет фотка центральной улицы со свежим ремонтом.
Загадка: какая связь между Достоевским и пятилетием революции?
Также довелось поучаствовать в звонарском фестивале в Феодоровском соборе, построенном в память 300-летия дома Романовых. Это весьма колоритный храм, отличающийся, помимо прочего, своей очень активной социальной, молодежной, миссионерской и прочей деятельностью. В советское время в соборе был (кажется) молокозавод. После реставрации в нескольких местах оставили памятники советского прошлого - крайне редкий подход:
Что может быть лучшей утренней разминкой после четырехчасовой поездки в кресле "Сапсана", чем ненавячивый перенос колоколов для передвижной звонницы с главной колокольни во двор храма? Рядом с собором стоит "временная" церковь-часовня "иже под колоколы", т. е. со звонницей в подкупольном барабане. Подъем-спуск на эту звонницу, вероятно, один из самых экстремальных. Приходится карабкаться по лесенке, приделанной к крыше. На ветру она скрипит и немного раскачивается, так что процесс неожиданно приобретает некую морскую романтику.
В Питере теперь есть станции метро "Звенигородская" (с чего бы, интересно) и "Беговая". На "Беговой" характерные для питерской подземки двери на платформе сделаны стеклянными, вызывая ассоциации с
шанхайским метро.
С "Беговой" есть выход на улицу Туристскую, а в километре от станции находится знаменитая иголка "Лахта-центра" (или как оно там пишется, я с этой новомодной маркетологической орфографией не могу справиться). Башня видна буквально отовсюду. Но только не от ближашего метро и окрестных улиц, так как всё вокруг застроено безликими современными панельками. Сама башня мало того, что недостроенная (благоустройство в радиусе полукилометра отсутствует как класс), так еще и на удивление никакущая. Ну вот просто вообще никакая. Самый интересный ракурс, кажется, вот такой:
Обратил внимание, что все машины каршеринга с московскими номерами. Вероятно, здесь кроется какая-то юридическая закавыка (ну или и впрямь все москвичи массово ринулись в Северную столицу, как только приоткрыли границы, хехе).