Сразу по прилете надо сдать отпечатки пальцев в специальном автомате, который сканирует паспорт и после этого говорит на языке страны, откуда прилетел пассажир.
После отпечатков предстоит заполнить анкету на въезд. В зале есть несколько стоек, где лежат эти анкеты и должны лежать ручки. Но конечно же, ручек нет ни одной. А единственная собственная была в большой багажной сумке. Я минут двадцать бродил по залу, пытаясь выклянчить ручку у счастливцев, которые ее имели с собой. В итоге ручку заполучил, анкету заполнил, а после этого приходится отстоять очередь на паспортный контроль. Заняло это еще примерно час. А на паспортном контроле опять пришлось сдавать отпечатки.
В итоге мой куратор Ксяохуй (который, вообще-то, Сяохуэй), прождавший меня около двух часов, посадил меня в свою китайскую Шкоду-Рапид с кузовом седан вместо лифтбека и повез в универ (да, я приехал по работе) по платной скоростной трассе, проходящей через весь город по эстакаде. Довольно значительная часть города выглядит как огромное Москва-сити с вкраплениями сталинских высоток.
На дорожных ограждениях, как видно на фотке, часты ящики с цветами. Очень многие городские дороги имеют разделительный забор из рабицы или металлических прутьев высотой больше метра. Просто так перебежать улицу можно далеко не везде.
Движение поначалу кажется совершенно хаотичным, но потом выясняется, что элемент хаоса вносит, в основном, двухколесный транспорт. Велосипедов относительно немного, в основном мотороллеры и мопеды, причем практически все - электрические. Все они бесшумно едут толпой по загадочным траекториям, пересекая автомобильную и пешеходную часть в соврешенно произвольный (так мне показалось) момент времени. При этом все каким-то образом успевают друг друга пропустить, не создав ничего даже близко подобного аварийной ситуации. Раз пять за все время слышал бибиканья, но это всё было в совершенно штатном режиме.
У многих мопедов есть встроенные дождезащитные системы.
Оборудованных велостоянок, кстати, немного. Обычно все прислоняют свою технику к ближайшей стенке или к дереву, а иногда и просто бросают на землю.
Зато полно стоянок для зонтиков. Интересно, что обычно зонтики ставят для просушки не на ручку, а на верхушку.
Главное визуальное отличие улиц от европейских аналогов - огромные мотки проводов на нецентральных улицах. Примерно как в центре
Тулы:
Второе отличие от европейских городов - холодный неуютный белый свет во многих окнах жилых домов.
Третье отличие - решетки на большинстве окон первых этажей и на многих вторых и даже третьих этажах. Это наблюдается по большей части не в центре. Вроде бы, нынче Шанхай не особо криминальный город. Ксяохуй сказал, что решетки "на всякий случай".
Еще момент - специфичные длинные конструкции сушилок для белья.
Другой характерный способ сушки белья - на плечиках, висящих на высоко закрепленной штанге (нет, это не уличная продажа шмоток).
Почти везде на первых этажах зданий кипит жизнь. Как минимум, продуктовые магазинчики или всякого рода забегаловки, очень много массажных салонов, парикмахерских и т. д., какие-то мастерские, резка метала и прочее. Тротуары все вымощены типичной собянинской плиткой, и качество тоже такое среднемосковское.
В конце ноября тут комфортная бабьелетняя погода, примерно +15...20°С. Деревья все зеленые, кроме платанов. Но платаны, по-моему, по жизни желтые, пожухлые и опадают в любое время года.
Может, тут просто все деревья вечнозеленые, я не понял. Какие-то пальмы растут, некие хвойные породы и прочее. Вот вид от входа в общагу (отель), где я жил.
Море тут где-то на горизонте есть, но вроде как местные его не рассматривают как рекреационный ресурс - грязно, далеко и неудобно
Я гулял по окрестностям универа в будний вечер, около 6-7 часов. Планировал зайти в два предположительно симпатичных парка (насколько симпатично парк может выглядеть на плане в приложении мапс.ме). Но оба эти парка оказались закрыты на замок. Вот один из них, вид из-за речки.
Более того, даже центральный сад, в котором, судя по отзывам в интернете, много всего действительно исторического и красивого, тоже оказался закрытым в будний вечер. Почему так - никто не смог объяснить.
Кстати, об историчности. Насколько я понял, отношение к старине в Китае специфичное. То есть, существует, например, великая китайская стена, несколько дворцов в Пекине и еще пара десятков аутентичных артефактов по всей стране. А все остальное сносится по мере надобности без особой жалости. Поэтому выходит, что здание, построенное до второй мировой войны, считается уже глубокой древностью. Несколько раз мои сопровождающие говорили: ооо, вот это - оооочень, очень старое здание! И с гордостью показывали на табличку, на которой был указан какой-нибудь 1926-й или 1934-й год постройки. Одни из старейших зданий обнаружились на территории университета. Изначально это были коттеджи для приглашенных професоров, а теперь это иностранные культурные центры. Этот, кажется, германский:
А вот бывший русский кафедральный собор (1937-й год), который нынче служит для рисования с натуры учениками ближайшей художественной школы.
Кстати, о сопровождающих. Изначально я планировал погулять в одиночку. Но удалось мне это сделать всего один раз. После чего ко мне приставили двух студентов, не очень-то говорящих по-английски. Первым делом они повели меня в шанхайский музей. Довольно неплохой, надо сказать, и при том бесплатный. Вот, например, отличные древнекитайские монеты в виде кинжалов и лопат.
А вот древнекитайская купюра, которой что-то около тысячи лет.
Короче говоря, студенты оказались хилыми и неподготовленными. К концу дня мы прошли 25 000 шагов и они натурально еле волочили ноги. Я же всю дорогу изображал из себя бодрого и веселого лаовая (иностранца), впрочем, не особо приукрашивая действительность. Это их немало впечатлило, позже они наперебой рассказывали куратору, как много они прошли со мной пешком.
Естественно, был протестирован и общественный транспорт. К сожалению, только в виде метро, до автобусов с троллейбусами дело не дошло. Ну, и еще под конец на такси проехались, так как студенты сдохли к тому моменту окончательно. Такси имело гордую надпись Plug-in (похоже, то был гибрид).
На входе в метро надо просветить весь багаж на рентгене. Удивительно, но очередей при этом не возникает. Впрочем, я бы не сказал, что народу как-то безумно много.
На всех платформах - автоматические прозрачные двери.
На эскалаторах выделена правая и левая сторона. Студенты особо чутко следили, чтобы я стоял именно на правой стороне, ненавязчиво ограничивая мои потенциальные смещения в левую сторону.
Билет к турникету прикладывают и на входе и на выходе.
Памятник Мао видел ровно один, на территории универа. Еще видел один памятник Марксу и Энгельсу (без Ленина) в парке (да, все-таки попал в один парк, дело было в субботу). Вообще, при беглом туристическом осмотре практически ничто не напоминает о коммунизме. Ну, разве что, вот, на центральной торговой улице в окружении магазинов Сони, Адидас и Дольче Габбана встретилось:
(серп и молот, как выяснилось - это эмблема компартии Китая).
Ну, и вот еще знакомый паренек (это в лавке на чайном рынке):
Я так понял, что китайцы чай не особо-то и пьют, разве что по особым случаям. Но практически все имеют при себе термосок с кипятком. "Горячая вода - лучшее лекарство от всего", или как-то так. И еще на улицах практически нет курящих людей. Когда проходит мимо кто-нибудь с сигаретой, то сразу резко ударяет в нос табачищем.
Повара на раздаче в общепите надевают антиплевательную маску.
Еда, которую довелось попробовать, оказалась невероятно вкусной. Вкуснее было разве что на Кипре. Местное шанхайское традиционное сладкое мясо, которым меня пугали заранее, оказалось просто фантастическим. Сыроватый белый рыхлый рисовый хлеб - сказочным. Креветки - умопомрачительными. Белое мутное рисовое вино (или то, что называют этим словом) с какой-то склизкой хренью с консистенцией чайного гриба, плавающей внутри - бесподобным. Зато рис - таким же, как в нашей школьной столовке - слипшимся и слегка подгоревшим. Другое дело, что на второй день меня скрутило и я три дня кряду не мог смотреть ни на какую еду, кроме печенек и горячей воды (да-да).
Местное гостеприимство несколько удивило. Второй из сопровождавших кураторов, Гуо, отвез меня вечером первого дня на своем Пассате в торговый центр, где договорились посидеть в ресторане. Меня впечатлило, что организовали такие можно сказать семейные посиделки: Сяохуй и Гуо с женами, ребенок Гуо лет 4-5 и, как я понял, сестра жены Гуо. Тут я почувствовал себя немного архиереем, потому что мне поднесли букет цветов. Похоже, при ответном визите китайских товарищей придется расстараться.
Ну, что еще? Подавляющее большинство молодежи ходит в очках. И еще почти все встреченные лица мужеска пола имели маникюр (ну, или во всяком случае, длинные ногти на руках).
Музыка - та, которую слышал - в типичном евро-американском стиле, в среднем довольно мелодичная. Но вокал, как правило, со специфичными народными интонациями. Как на Балканах примерно, если вы понимаете, о чем я. Песни все преимущественно на китайском. английские слышал всего пару раз. На пути обратно в самолете решил послушать пекинскую оперу. Весьма самобытно, да. Честно осилил минут 20. Понял, что перед прослушиванием желательно максимально глубоко погрузиться в культурно-исторический контекст, иначе никак.
Роботизированный пинг-понговый тренажер в комнате отдыха для преподов.
Одна из студенческих общаг.
Толкаю речь с крепкой стальной кафедры (практически Ленин на броневике). На переднем плане - термос.
Сходили в университетскую библиотеку, огромное восьмиэтажное здание. Я спросил, сколько лет надо, чтобы выучиться иероглифам. Ксяохуй сказал, что начинают учиться в 5-6 лет, и к 13-14 уже всё знают.
Китайские туалеты выглядят как дырка в полу (на двери - иллюстрация). Здесь еще сверху бегущая строка с указанием времени, сколько там сидит очередной клиент.
Забрались с Ксяохуем на телебашню, отстояв предварительно полуторачасовую очередь. Башня вон, пятая слева. Найдите Останкинскую.
Вид сверху ничего так. Фишка - прозрачный пол на смотровой площадке.
К концу недели почти привык к местному английскому произношению. Но давалось это не очень легко. Китайцы - видимо, как и японцы - не особо различают звуки Р и Л. А если слово оканчивается на согласный, то они норовят добавить еще какой-нибудь звук. В итоге ЧАЙ - это try, ТЯЙ или ТАИ - time, ГРАССУ - glass, нечто вроде ЛУЭЙ (!) - they и т. д. В общем, жестко.
При вылете, разумеется, тоже надо сдать отпечатки, засветить свою морду лица в вебкамеру и заполнить анкету на выезд.