Почти два десятилетия прошли в разглагольствованиях о «вот-вот скором появлении» отечественной воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ) для подводных лодок. И слова исходили из уст не абы кого, а руководителей якобы ведущих и маститейших российских компаний «Рубин», «Малахит» и «
Крыловский НТЦ». Зазомбированные форумные завсегдатаи восторженно пускали слюни-сопли в предвкушении «обгладывания» технических подробностей эксклюзивных «неимеющиханала» (по ежегодным обещаниям прессы) данных секретных установок.
Затем стали появляться невнятные бормотания о том, что аккумуляторные батареи на основе соединений лития гораздо перспективнее, а ВНЭУ и Стирлинги уже «прошлый век» - но после аварии на «Лошарике» и в этой теме фанфары быстро затихли... Зато стали раздаваться
громкие удары в хилую грудь ОСК, что, мол, мы «тянем лямку за свой счет» в инициативном порядке (забывая о полученных до этого миллиардах на НИОКРы), но пока пусть МО заказывает надежные «Варшавянки», а более совершенные (или уже нет? пристрастия меняются, прям как Колобок с горки: голова-*опа, голова-*опа) «Лады» с «Калинами» подождут лучших времен. Вот согласятся ли ждать индусы со своим тендером на неатомные ПЛ с весьма жесткими требованиями по автономности - или снова крупный экспортный контракт пройдет мимо нашего практически полностью «самоедского» ВПК...
Два года назад после публикации статьи о
двигателе Стирлинга на энергии Солнца для своей «
Балабы», ко мне было несколько «недвусмысленных подкатов» с предложением «Покажи!», но забесплатно. Мне это неинтересно, да и конструкция моего Стирлинга заметно отличается от чаяний глубоководных подводников. Надо сказать, что я тоже много времени провел в размышлении над данной проблемой (абсолютно в инициативном порядке, как и в остальных случаях!), но так и не смог выработать «красивого» решения, что может говорить о «тупиковом техническом пределе». А это значит, что нужно сменить парадигму и направление приложения усилий.
Смысл сказанного поясню ниже: вместо наращивания источников энергии - сократить «аппетиты» её потребителей! В идеале мы снова придем к моему «
Бегемотику»: безэкипажному, с использованием глайдерного планирования для медленного преодоления пути к району дежурства и обратно, с минимумом приборов (даже ресурсы ЭВМ задействуются из возимого оружия), максимальное применение пассивных средств наблюдения и освещения обстановки, и т.д. Да, дизель-генератор остается для периодической подзарядки АКБ, но снабжать его из возимых емкостей с кислородом - это дорогое удовольствие, пусть уж лучше шнорхель (
особенный - у меня всё так).
Вы должны понять одну вещь: конструкторы, военные, политики и маркетологи лукавят, отказываясь от атмосферного воздуха и называя свои разработки ВНЭУ - они КЗЭУ: кислородозависимые энергетические установки! И этот кислород ПЛ приходится таскать с собой, подвергая опасности сам носитель, а также накладывая громадный пресс проблем на эксплуатационную береговую службу. Как и чистый водород, который в ряде агрегатов замещают дизельным либо другим углеводородным топливом - для безопасности и удешевления. И кислородные «заправки» не разбросаны по просторам океанов, в отличие от простого воздуха, который можно добыть практически повсюду...
Поэтому я и пропагандирую смещение акцента на максимальную роботизацию даже экипажных ДЭПЛ, чтобы ею могли управлять, например, 12 человек вместо 30 (по 4 на три 8-мичасовых вахты). Плюс уменьшение размеров самой ПЛ (для снижения мощности движительной установки) до 30-40м с укорачиванием рубки-горба; переход на однозарядные торпедные аппараты/ПУ (которые перезаряжаются лишь на базе): 12 наклонных труб 6+6 по бортам (3х2); минимизация электропотребителей и их мощности. В общем, если выделить свойство «автономности», как один из главнейших пунктов ТЗ (а не обязательного наличия на ПЛ ВНЭУ!!!), то оказывается, что «к вершине горы можно прийти и по другому - пологому склону»! Но отказаться от фетиша ВНЭУ могут лишь специалисты, а не никогда-нивчем-неразбирающиеся политики и диваноиды-обыватели...
Вот если бы индусы или кто другой, вознамерились действительно создавать подводный флот на современных принципах с учетом тактики будущих сражений, то концепцию такой НАПЛ я мог бы с ними досконально проработать (часть положений дана вверху). Причем, как и в воздухе и на земле/воде, одна экипажная мини-ПЛ будет окружена стаей «ведомых» роботизированных «Бегемотиков», которые не только усилят массовость удара по противнику имеющимся оружием, но и станут заменой ненужным (и зачастую бесполезным) системам противоторпедной защиты (над чьей ущербностью горько сокрушаются
отдельные квазимоды). Конформные ГА-датчики на поверхности мини-ПЛ и мини-РПЛ будут объединены в сетецентрический ГАК, который позволит и без ГПБА обеспечивать улавливание и обработку гидроакустических шумов на большой площади. Не забываем при этом и о вездесущих помощниках данных средств, всевозможных
глайдерах, АНПА, «
Мотылях» и РПБК - обеспечением навигации и освещением обстановки «москиты» будут заниматься совместно.
Все прекрасно знают, что я стойкий противник «синей изоленты», т.е. абсолютный поборник ИИ и управляемых им роботизированных систем. Но мировоззрение деньгапридержащих очень сложно изменить в одночастье - вот я нехотя и снисхожу до
убогих (в моем понимании, но недостижимых для «заслуженных КБ и академиков») переходных конструкций, где человеку уготована роль лишь в «нарезке оленины для собаки». Если уж лучшая в мире мини-РПЛ пока так и не нашла своей «родоначальной» прописки, то может хоть нашпигованная «кожаными мешками» мини-ДЭПЛ с высокой автономностью и пока обойденными вниманием утонченными техническими решениями (естественно, для пущей боеготовности и неотвратимости возмездия) будет «удочерена» вместе с другими «роботизированными сиротками» щедрой государственной формацией? Желающей процветать на этой планете еще хотя бы пару столетий...