Про классический индийский фильм 2002 года
Devdas, третью экранизация романа с одноименным названием, я здесь еще не писала. Рыдательный красивейший фильм, в свое время получившийся фильмом с самым большим бюджетом в Болливуде. Трагическая история, дворцы, индийские богато расшитые наряды, танцы - все стало классикой.
Краткое описание сюжета фильма "Девдас" 2002 года:
После 10 лет обучения в Британии Девдас (великолепный Шах Рукх Хан) возвращается домой, в Индию, где его ждет не дождется его подруга детства Паро (божественная Айшварайя Рай). Однако из-за недоразумений ни Паро и Девдас, ни родители молодых людей не могут договориться о свадьбе детей, и Паро отправляют замуж за первого попавшегося самого богатого человека в округе, а Девдас по этому поводу спивается и отправляется в бордель, где встречает куртизанку Чандрамукхи (Madhuri Dixit), которая в него влюбляется, но ничем помочь ситуации не может - Девдас в конце концов умирает от передоза алкоголем (? меня всегда удивлял этот момент) прямо у ворот дворца Паро, и та не успевает в последний момент к нему добежать. Рыдают все.
Так вот, лавры этого непревзойденного фильма явно не давали покоя индийскому режиссеру Анурагу Кашьяпу, создающему неформатные фильмы, не вписывающиеся в законы Болливуда.
Фильм
Dev D стал квинтессенцией неформатного видения классической истории. Этот фильм - не Болливуд, но про Индию, очень реалистичный, не смотря на реверансы в сторону классической истории.
История повторяется -
в фильме Dev D классический сюжет разыгрывается по новым нотам:
Дев учится в Лондоне и крутит виртуальный роман со своей подругой детства Паро. Возвращается он как раз, когда в доме Паро проходит свадьба, кажется, старшего брата, не суть. В свадебной суматохе Дев и Паро пытаются заняться тем, чем им давно хочется заняться, но то места нет, то народу полно вокруг =) В конце концов Дев говорит Паро:
- Ну сделай же что-нибудь по этому поводу.
Прям вот на этом моменте можно было кричать "Стоп!", и на месте Паро единственным достойным ответом было бы по-спине-лопатой-на - ты мужик, ты и сделай.
Ан нет, Паро начинает выпрашивать ключи от комнаты у слуги, слуга обижается, и плетет с три короба Девдасу о том, как Паро хороша в постели. Девдас решает не терять даром времени и идет обжиматься с подругой Паро, о чем, как бы, в условиях скопления народу на свадьбе, нетрудно всем догадаться. Тем не менее Паро приглашает Девдаса на романтический пикник в заролях сахарного тростника, он же, когда туда припирается, в тростник, отталкивает ее со словами "Нехорошая ты женщина, гулящяя".
Вот тут еще раз можно было сделать "Стоп!" - у Паро был блестящий шанс прочистить мозги индийскому вьюноше, отягощенном типичным индийским стереотипом о том, что раз женщина проявляет инициативу, то она уже по умолчанию гулящая. Однако Паро не додумывается сказать вовремя пару ласковых и считает, что это работник виноват, что навешал Девдасу лапшу на уши, а вот если бы он не сказал, то все было бы хорошо.
К тому моменту, когда выясняется, что Паро ни с кем не спала, уже поздняк метацца - она выходит замуж за кого попало, а потом, как показывает фильм, мученически переносит супружеские ночи (про мышей и кактус)
Далее, по классическому сюжету, Девдас отправляется спиваться и в бордель.
А там... Там еще одно отклонение от истории. Там показывают историю подростка, дочки француженки и индийца, которая имела неосторожность позволить снять себя в весьма интимный момент со свом парнем на видео, которое разлетелось по всей Индии со скоростью света (реальный случай, кстати). Папа девочки, индиец, не вынеся такого позора, пускает себе пулю в лоб, мама - отправляется в депрессию, девочка - топает в делийский бордель, и берет себе псевдоним Чандрамукхи, насмотревшись классического фильма Девдас, того самого 2002 года.
Потом они встречаются с Девом, и разыгрывают историю до конца, только уже несколько с иным, не менее блестящим финалом, который мне не очень все равно понравился: моралью истории стало то, что Девдасу просто нужна была заботливая мамочка, чтобы он не спивался. Никаких поползновений на осмысление происходящего не было замечено.
Ну и разбор полетов:
Актриса, играющая Паро - ну не Айшварайя, конечно, ни разу. Ей в стандартных болливудских фильмах бы чай подавать на заднем плане кадра, не больше. Так, ходит туда-сюда, как кукла.
Когда я увидела актрису, играющую дочь француженки и индийца, Че пытался меня убедить, что в Керале полно людей европейского вида, которые все равно индийцы. Не поверила, и не зря - актриса Kalki Koechlin - дочь французской пары, прожившей в Индии около 40 лет, Калки выросла в Индии, как индианка, не смотря на европейский вид.
Да, в Индии действительно много людей с внешностью не совсем индийской, но не до такой же степени! =)
Музыка в фильме - что-то вроде фолк-рока, на грани болливудской попсы, но уже необычно, и замечательно вписывается в сюрреалистичную постановку классической истории.
Click to view
Dev D стал поводом для вопроса в Индии - может ли Индия делать неболливудские фильмы?
Посмотрим.
P.S. Попытка
Love Aaj Kal - не засчитывается, там все равно махровый болливуд, хоть и с современным уклоном =)