Наткнулся сегодня на неплохую статью:
http://improvephotography.com/1305/101-portrait-photography-tips-to-improve-your-photography/Автор: Джим Хармер [Jim Harmer]
Предлагаю свой перевод этих советов, думаю, будет полезно.
Первая часть. Советы 1-33:
http://avantal.livejournal.com/227410.htmlВторая часть. Советы 34-66:
http://avantal.livejournal.com/227787.htmlТретья часть. Советы 67-101:
http://avantal.livejournal.com/230443.html Я сейчас планирую серию уроков для своего 30дневного мастер-класса по портретам. И всю эту неделю я ел, спал и пил думая о портретах. Обратил внимание на одну вещь - всем фотографам тяжело заставить себя подняться на новый уровень в фотографии. Надеюсь, эта статья поможет немного расшевелить вашу креативность в портретной фотографии.
1. Снимайте людей в близком им окружении.
Некоторые люди совершенно не сочетаются со студией. Они чувствуют себя там неуютно это отражается на снимках. Так что вместо того, чтобы силком затаскивать любимого дедулю в фото-студию, дайте ему просто поработать в его мастерской, и снимайте, как он делает то, что ему нравится.
Вместо слез и капризов ребенка, пока вы одеваете его в для съемки студии - дайте ему поиграть с игрушками, и снимайте именно в этот момент.
2. Никогда не снимайте детей со своего роста.
Обычный вид на ребенка - это макушка его головы. Опуститесь на колени, ближе к земле, и снимайте с роста ребенка.
3. Оставляйте пространство в кадре в направлении взгляда.
Расположите лицо человека в одной части кадра и предложите ему смотреть в другую часть кадра (не в камеру)
4. Освещение из окон
У вас нет дорого студийного оборудования, но хочется снимать более натуральные портреты? Обычное дневное освещение, в помещении или на улице, не лучшим образом подходит для портретов. Однако, как только он пройдет через оконное стекло, то сразу становится мягким и рассеянным. Попробуйте расположить объект съемки возле окна, чтобы свет падал на него под углом. Так, без особых усилий, вы получите красивый свет, который все пытаются повторить в студии.
5. НИКОГДА не используйте стандартную вспышку.
Вспышка, идущая в комплекте с камерой, выдает эффект "олениха-в-свете-фар" даже для самых прекрасных объектов съемки и моделей. Поскольку свет идет параллельно углу наклона линзы, он отражается от объекта под прямым углом и получается совершенно плоское освещение. Если вы решили воспользоваться вспышкой, возьмите внешнюю, которую можно расположить в стороне от камеры.
6. Я знаю, вы хотите снимать лица, но обратите внимания и на другие детали.
Как насчет фотографий ладошек ребенка, покрытых песком, пока он играет на пляже, или рук вашей бабушки, или глаза друга/подруги? Иногда даже маленькие детали говорят о многом.
7. Передерживайте фотографии.
Да, много времени было уже потрачено на то, чтобы убедить вас этого не делать, но передержка фотографий (делать фотографии слишком яркими) - частая и урасивая техника, позволяющая сделать портрет чистым и простым.
8. Делайте что-нибудь необычное.
Хотите классные фотографии подруги в вечернем платье? Бросьте подругу в бассейн, в этом самом платье. Хотите умильных фотографий ребенка? Положите его в огромную корзинку, как у Энни Лейбовиц, или оденьте его в одежду на 5 размеров больше.
9. Не улыбаемcя и не машем.
Самым лучшим способом "убить" момент при съемке семейных фото - крикнуть "Эй, Дэн, посмотри в камеру!". Фотография будет просто уничтожена. Я не говорю, что нужно все время снимать скрыто, просто если вы хотите, чтобы человек знал, что его снимают, хотя бы посадите или поставьте его нормально, нежели чем он будет просто смотреть прямо в камеру.
10. Снимайте вверх для усиления, вниз для ослабления эффекта.
В совете #2 я отмечал, что не стоит снимать детей сверху. Причина тут в том, что дети уже маленькие, и фотография их сверху настолько обычна, что выглядит не слишком удачно. Точно так же, вы можете представить объект более сильным и важным, снимая снизу. Например, глупо будет снимать Майкла Джордана сверху. Вы же хотите, чтобы известный спортсмен выглядел сильным, так что лучше снимать такие кадры снизу.
11. Если одному человеку немного неудобно, то два - просто идеальный вариант.
Когда я снимаю человека, который немного стесняется камеры и не получается снять удачные выражения, я всегда стараюсь сделать так, чтобы он начал с кем-то общаться. Например, сложно будет заставить детей смеяться и веселиться в студии, если рядом не будет кого-то из родителей. То же самое касается и взрослых. Если ваш объект чувствует дискомфорт от камеры, попробуйте подождать, пока он начнет с кем-то общаться, и вы получите самые лучшие кадры.
12. Выбеляйте зубы в фотошопе.
Довольно долго я высветлял зубы экспозицией. И результат меня обычно не устраивал, пока другой фотограф не подсказал мне, что лучше вручную выбелить зубы, чем выставлять по ним экспозицию. И действительно, зубы стали смотреться намного лучше. Попробуйте!
13. Создавайте контраст между одеждой и фоном.
Недавно я снимал обручение одной пары, которые решили одеть яркие цвета. Невеста одела ярко-розовый, а жених - светло-синюю рубашку. Эти цвета несомненно привлекают взгляд, поэтому я решил снимать их на приглушенном фоне. Для этого я выбрал старую серую кирпичную стену, размыл темный фон, и тд. Результаты получились отличные! Вы можете применять этот подход и при съемке модели, которая одета в приглушенные и темные цвета - просто снимайте на ярком цветном фоне, чтобы модель выделялась.
14. Вы пропускаете половину ваших моделей.
Нет, я не говорю, что вы могли бы снимать с 2 раза больше людей. Я имею в виду другую сторону ваших клиентов, которую вы обычно не снимаете. Какую сторону? Правильно, спину! Фотографии человека, идущего от камеры, или в полу-обороте, когда тело повернуто от камеры, а лицо - к камере, могут быть весьма интересны.
15. Перед съемкой учитывайте, где будет фотография.
Как будет использована фотография? На большую часть фотографий будут просто смотреть, но некоторые фото заранее лучше снимать вертикально или горизонтально, если они нужны для чего-то конкретного. Например, если вы снимаете чей-то портрет для аватарки на фейсбуке, можно получить гораздо более крупную картинку вертикально. Если вы снимаете для анонса свадьбы, лучше снимать горизонтально, и оставить много места для текста.
16. Когда снимаете в плохом дневном свете, располагайте людей против солнца.
Это ошибка, которую я чаще всего замечал. В основном фотографы располагают людей лицом к солнцу, чтобы оно не выглядело темным в дневном свете. Это не лучший подход, потому что сильный свет создаст контрастные и неприятные тени на лице.
Лучшим будет если лицо будет в тени, тогда фотограф может передержать фото, чтобы получить правильную экспозицию по лицу.
17. Точечная экспозиция - ваш лучший друг.
Если вы не уверены, что выставите правильно экспозицию вручную для случая, описанного в #16, изучите точечную экспозицию. С ней вы можете выбрать точку на лице и проэкспонировать её правильно, когда фон получится немного передержанным. Для некоторых это может оказаться проще, чем ручная экспозиция по лицу.
18. Убираем белое.
Если снимать при низком освещении (если у вас мощная вспышка), можно нанести оранжевый гель на вспышку, чтобы свет, падающий на объект, тоже был оранжевым. Тогда можэно настроить баланс белого (например потом, в LightRoom), чтобы объект выглядел более натуральным, при этом фон обычно уходит в синие тона. Вот (
http://www.flickr.com/search/?q=strobist+lighting102+WorkThatCTO&m=tags&z=t) огромная коллекция примеров этой техники. Если вы никогда не слышали о гелях для вспышки, вы удивитесь узнав, что он не жидкий. Это просто набор прозрачных пластиковых пленок. Его можно купить на амазоне за ~10$.
19. Компонуйте, потом фокусируйтесь, а не фокусируйтесь, а потом компонуйте.
Я мог вас ещё больше запутать этим советом? Наверно нет. Я имел в виду, что в целом лучше сначала составить композицию, скомпоновать кадр, а потом наводить фокус на глаза, нежели чем сначала выставлять фокус, а потом менять компоновку кадра. Подробнее можно почитать тут (
http://improvephotography.com/216/photography-focus-recompose-compose-portrait/)
20. Модели быстрее расслабляются, если есть какая-то безделушка или реквизит.
Быть моделью, вообще, страшно. Это только ты, и какой-то чувак с огромным объективом. Когда я вижу, что модель чувствует дискомфорт, я сразу же ищу какой-нибудь реквизит. Я беру цветок и даю невесте, я даю молодой паре жвачку, и снимаю их надувающими пузыри, даю игрушку ребенку, и тд. Не обязательно включать реквизит в кадр, хотя обычно это добавляет интереса, но в целом это хороший дать человеку расслабиться.
21. Договоритесь о "настоящей" фотосессии.
Не смотря на бытующее мнение, и там, где живете вы, моделей тоже очень много. Зайдите на ModelMayhem.com и найдите местную модель. Многие из них даже не возьмут с вас денег, если вы отдадите им фотографии. Это называется TFP - time for prints (время за фотографии). Да, и небольшой совет про ModelMayhem... 90% моделей считают, что лучше всего выглядят в негляже. Так что я всегда даю жене выбрать модель, ну, чтобы не попало)
22. Купите шарфиков.
Моя жена, Эмили, посоветовала мне включать этот совет для девушек. Она сказала, что это замечательный способ одеть девушку для портретной фотографии, правда я думаю это потому, что она помешана на Признаниях Шопоголика. В любом случае, это не раз выручало меня в прошлом. За 15$ вы можете купить с десяток шарфов в любом магазине. Тогда ваша модель сможет одеть обычные цвета (например белую майку и джинсы), и разбавить это разноцветными шарфиками. Могу сказать - это идеальное решение для портретов молодежи, потому что по молодости девочки часто переодеваются, или меняют бижутерию и всякие детали в одежде. Шарфики просто спасают кучу времени, и можно получить много интересных кадров.
23. Поднимите источник света для красивых бликов.
Блики это один из способов подсветки (маленькие яркие точки на сверкающем и круглом объекте). Если вы не знаете, почему блики - это здорово, прочтите вот эту мою статью (
http://improvephotography.com/120/whats-the-big-deal-about-catch-lights/). Если вы очень щепетильны в этом впоросе, лучшим мсто для расположения вспышки или источника света для хороших бликов на глазах - высоко и немного в сторону от объекта съемки. Это создаст блики на 2 и 10 часов, что оптимально, т.к. не закрывает зрачок.
24. Худший способ получить искренние выражения лица.
Когда я иду снимать, то всегда стараюсь взять ассистента, который поможет правильно выставить позу, или рассмешит, в общем чтобы я сконцентрировался на съемке. Чего я терпеть не могу, это когда ассистент говорит что-то типа "Ты так напряжена! Расслабься". Уххх! Такие фразочки все только портят. Никогда не говорите человеку, что он выглядит плохо, напряжен или должен расслабиться. Это никогда не работает.
25. Экспериментируйте с внутренними рамками кадра
Предложите модели смотреть через окно, или облокотиться на дверь, и композиция в кадре сразу станет сильнее и интереснее. Я часто пользуюсь этим, когда снимаю грудничков - ставлю грудничков в ясли и снимаю через перекладины. Кадры всегда получаются интересные.
Пробовал делать то же самое с людьми, смотрящими через тюремные решетки, но такого же эффекта обычно не было.
26. Пробуйте снимать в яркие и темных тонах.
Некоторые кадры выглядят здорово в ярких тонах - чисто и ярко, но те же самое модели, в тех же самых позах, могут выглядеть страшно и атмосферно при низком освещении. Контроль над уровнем света может сильно изменить настрой вашего кадра.
27. Хватит ныть.
Многие фотографы рады бы выбираться и снимать побольше, но не могут найти моделей для съемки. К великой радости, любой человек может быть моделью для портрета (хотя вы наверно хотите найти кого-нибудь покрасивее, как Скотти Пиппен, мда). Несколько месяцев назад я проводил мастер-класс по съемке закатных портретов в Наплзе, Флорида, и у нас не было моделей. И что, я спрятался в уголок и ныл все утро? Да, но это было по другой причине. На самом деле, мы просто предлагали людям на пляже сфотографироваться. Очень многие соглашались, когда мы обещали отправить им фотографии, и в тоге получилось много хороших кадров.
28. Снимайте на широкоугольники для перспективы.
Съемка портретов на широкоугольники может принести много проблем, если делать это неправильно. Обычно широкий угол меняет пропорции лица, и люди вас за это будут ненавидеть. Однако, если вы прочтете эту (
http://improvephotography.com/250/wide-angle-portraits/) статью по широкоугольным портретам, и эту (
http://improvephotography.com/1504/getting-creative-with-wide-angle-lenses-and-fisheyes/) про объективы фишай, то будете на верном пути к хорошим и интересным портретам.
29. Меняйте цвет вспышки для закатов.
Закатные портреты очень популярны среди фотографов, но мало кто снимает их верно. На закат отличается от дневного баланса цветов. Свет от солнца довольно теплый: красный, оранжевый и фиолетовый. Купите немного геля и поменяйте температуру цвета вспышки для более натурального света.
30. Выкручивайте диафрагму для потретов в полный рост.
Я в постоянно пребываю в шоке от того, сколько фотографов не понимают, что на глубину резкости влияет не только диафрагма. Чтобы узнать 4 (или 5, смотря как считать) факторов, меняющих ГРИП, прочтите эту (
http://improvephotography.com/445/advanced-depth-of-field-its-more-than-just-aperture/) статью. При съемке портрета в полный рост фотограф, сам собой, находится в отдалении от объекта. Это значит, что глубина резкости намного глубже. Запомните, чтобы размыть фон при съемке портрета в полный рост нужна намного более маленькая диафрагма (или фокальное расстояние должно быть больше). Советую взглянуть на объективы 85mm f1.8 для Nikon и Canon.
31. Задирайте горизонт для забавных портретов.
Пейзажисты, внимательно вставляющие горизонт точно по уровню, просто взвоют от этого совета. Но, необычная или задранная вверх композиция может помочь создать уникальный и веселый портрет. Я снял по одному задранному вверх кадру на 3х разных фотосессиях молодых людей, и все 3 выбрали задранные портреты. Это нравится клиентам, путсь даже некоторые фотографы считают это клише. Подробнее в этой (
http://improvephotography.com/484/portrait-photography-composition-tilt/) статье.
32. При съемке групповых портретов всегда фокусируйтесь на ближайшем к камере человеке.
Очень пожалеете в обратном случае, потому что ближайший человек будет не в фокусе, даже если вы немного откроете диафрагму. Поверьте на слово.
33. Договоритесь о публикации с моделью!
У меня целая библиотека сотен замечательных портретов, за которые я не могу брать деньги, поскольку не договорился о публикации. У меня есть черно-белое фото бомжа, ко торе получило неплохую известность, но оно будет пылиться на моем винте потому, что я не могу его продать!