Цифры. Уникальный инструмент измерения и оценки. Мы смотрим на них так приземленно и обыденно, но они как раз и помогают людям быть объективными. Я не собираюсь сегодня спеть оду цифрам, больше все же хочу поговорить об оценке. Об оценке и выборе людьми приемлемого.
Почему возникают споры из-за оценки чего-либо?
Что способствует такой закономерности: результат в спорте можно замерить легко, а результат в искусстве менее подлежит измерению? Понятно всем, что из-за эмоций, и я не говорю про марафон или футбол, где доехал-время, конец матча - количество голов (хотя, заметьте, и в этих видах эмоций хоть отбавляй и у зрителя, и у спортсмена, но эмоций несколько иных). Но тот же дрифт, та же легкая гимнастика имеют четкие, измеримые индикаторы, позволяющие судьям достаточно объективно поставить оценку. Подобные виды граничат с искусством, но все еще остаются спортивными и измеримыми. А в некоторых сферах искусства, претендующих на оценку, цифр почти не остается, баллом там правят окончательно эмоции.
Хотя нет, конечно же цифрами и в этих сферах оперируют. Книги, например, на сегодняшний день оцениваются больше по количеству продаж, впрочем в этом нет ничего удивительного, ведь массовая литература выросла исключительно из журнальных империй, по словам Ильи Стогова, догадавшихся первыми, что художнику стоит искать не одного спонсора, готового дать миллион долларов, а миллион спонсоров, готовых дать доллар.
Для многих оказалась парадоксом популярность "50 Оттенков Серого". Почему парадокс? Говорят из-за того, что роман написан не очень-то удобным, местами корявым языком, совсем не литературного (что это?) уровня. А почему покупают? Потому что эмоции победили, потому что написано именно то, что у барышень в мечтах, потому что дает пережить счастливые моменты, о другом и думать не надо.
Фильмы также несут в себе коммерческую оценку - продажи в прокате. Но и фильмы, и книги номинируются на международные премии, может в премиях можно найти и измерить свежее искусство? Опять не ответим мы на этот вопрос, ведь при номинациях на значимые награды в книжном мире, и в мире кинематографа всегда происходит голосование. Судя по этому, критерии, с помощью которых голосующие принимают решение, у каждого свои, и обыватели о них, как правило, не знают. Например, Оскар: определенные люди, имеющие профессиональные навыки в данной среде, принимают решение с помощью своих критериев. Поэтому для меня и остается вопрос: как люди решают, что этот фильм или книга лучше? И почему киношники, ориентируясь на доход, снимают продолжения самых ходовых фильмов и периодически проваливаются в прокате? Каким образом используется аналитика и кого опрашивают перед съемками очередного шедевра, ведь не только своим внутренним миром руководствуются режиссеры, снимающие топовое кино, которое собирает сотни миллионов долларов в прокате.. или только?
Изобразительное искусство опять же для меня не очень-то светлый лес, в реализме определенные замеры еще можно провести, но большинство других жанров, на мой взгляд, не поддается точному измерению в плане качества работы, только эмоциональные составляющие.
Дело в том, что все мы знаем одну простую истину - искусство не горит. Для меня, это значит и то, что истинное готовое искусство не подлежит измерению, оценке, сравнению с другими. Но многие продолжают измерять и сравнивать, осуждать номинантов и отстаивать аутсайдеров (и наоборот). По моему мнению оценить можно только инструменты, с помощью которых искусство создано, включая и совсем уж косвенные: падающее на картину освещение, творящийся в жизни беспорядок, от которых человек нашел спасение в кино, любовь, которая усилила эффект от сделанной фотографии. Есть, есть эта грань перешагнув которую мы вряд ли сможем объективно ценить произведение или танец, а еще и доказать другим, просто потому, что просыпаются эмоции, рожденные чувствами.
Все измеримо, просто что-то мы мерить не хотим, да и не надо.