Этот маленький храм в маленьком селе рядом с большим областным центром - Ярославлем посещают лишь целеустремленные одиночки. Большой группой этого сделать, к сожалению, невозможно: нет нормальной асфальтовой дороги. Поэтому ни ОИРУ, ни "Неизвестная провинция" и т.п. организованные путешественники пока там не побывали. А мы просто сходили туда пешком из спального района Брагино.
Вот таким сказочным силуэтом храм привлекает издалека.
Стоит он на краю села, на небольшом кладбище.
Информации крайне мало.
Никольская церковь построена в 1913 г. (вариант: 1913-1914) на средства купца Сорокина. Везде в сети копируется информация, что это Сергей Николаевич Сорокин, владелец свинцово-белильного завода, хотя он умер в 1898 г., что наводит на подозрения, что кто-то ошибочно переставил инициалы - С.Н. вместо Н.С.: его сын Николай Сергеевич (1872 - ?) как раз "хронологически подходит".
Архитектор неизвестен, а надо бы, конечно, авторство установить.
Вот здесь уже хорошо видна странность архитектуры этого храма. Такое впечатление, что начали строить нечто блекло-посттоновское, с арочными окнами, граненой апсидой, но потом вдруг в процесс вмешался кто-то решивший малыми средствами придать постройке выразительность. И тогда появились щипцы разной формы, кресты и чаша на фасадах, запоминающееся трехглавие (укорененное, кстати, на Ярославщине - существует немало храмов XVII в. в окрестностях города с глухим поперечным трехглавием) и, конечно, самое красивое в Никольской церкви - завершение колокольни ярусами как бы оплывших кокошников. Эта излюбленная в неорусском стиле форма сразу придала архитектуре храма знаковость, и он стал единственным, отвечающим за все это направление в Ярославле и всей губернии, а ныне области (если не считать церкви Андрея Критского в Меленках, которая тяготеет, скорее, просто к модерну).
Трехглавие поставлено на поперечную странную форму, почти стрельчатую. К сожалению, не попали внутрь, поэтому не понимаю, какой там свод.
А по западному и восточному фасадам четверика между треугольными угловыми щипцами получились горизонтальные "провалы".
Очевидно, первый строительный этап на колокольне заканчивается широким многопрофильным карнизом, выше которого уже идут не какие-то невнятные ширинкообразные ниши, а красивые группы из трех окон.
Рядом с церковью - маленький пруд. Удивительно, но в Курилове, видимо, из-за отсутствия нормальной дороги, все пока остается маленьким, и храм по-прежнему - доминанта.
Это, конечно, "зимняя" архитектура, ибо у зимы есть своя архитектура, во многом схожая, и слияние подобных форм и цветов органично.
Рядом стоит заброшенное школьное здание того же времени.
А теперь попробуем немного разобраться и сформировать контекст.
Итак, упоминаемый Сергей Николаевич Сорокин заказчиком быть не мог, т.к. уже 15 лет как умер. Однако он известен сегодня своей уже почти погибшей дачей под Романовом-Борисоглебском (Тутаевом), с которой тоже много неясного.
Когда-то выглядела она вот так и, по легенде, была выставочным павильоном, который Сорокин в 1865 г. купил и собрал в Красном Бору в качестве загородной усадьбы с комнатами, отделанными, по воспоминаням старожилов, в разных стилях. Встает вопрос, что это за выставка 1865 года, на которой был такой павильон? Это могла быть только Всероссийская художественно-промышленная выставка, проводившаяся тогда в Москве. Маловероятно, чтобы такой экзотический павильон не "засветился". Да и сама архитектура заставляет предполагать более позднюю дату постройки.
В 1990-х дача была брошена, потом на нее повалились сосны во время урагана и картина возникла апокалиптическая. Мы там побывали в 2011-м, съемка тогдашняя.
Сын Сергея Николаевича, Николай Сергеевич, отметился малоуспешным, но характеризующим его личность начинанием. В 1911 совместно с педагогом С.А.Матвеевым открыл художественно-кустарную и ремесленную школу для мальчиков и содержал на свои средства, однако из-за убыточности пришлось ее быстро закрыть. Располагалась она в собственной ярославской усадьбе Н.С.Сорокина на Б.Рождественской (ныне Б.Октябрьской), 48а. Напомню, что это за дом.
Так он выглядит после недавнего апгрейда.
Любопытно, что сестра Николая Сергеевича Зинаида была замужем за архитектором Александром Александровичем Никифоровым, потроившим в Ярославле несколько эклектичных зданий. Вполне возможно и логично, что он привлекался и для выполнения заказов Сорокиных. Но, поскольку ярко выраженного творческого почерка у Никифорова нет, то развивать эту тему считаю преждевременным.
Использованы материалы форума:
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=998&st=0